Творчество Некрасова Н.А. (конспект лекции)
1. Тема крестьянства в творчестве поэта 2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" 1. Тема крестьянства в творчестве поэтаТворчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта: ✓ начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом: • оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина; • не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле; • указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам; • сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла; ✓ продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом: • в первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу; • может носить характер аллегории на Николая I, приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял"; • некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ; • другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел; ✓ яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом: • создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа; • используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен; • отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений; • в качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора. 2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях: ✓ переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.; ✓ интенсивное развитие промышленности; ✓ экономические преобразования; ✓ развертывание движения народников; ✓ интенсивная духовная жизнь. Поэма "Кому на Руси жить хорошо'' имеет следующие художественные особенности: ✓ выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни; ✓ сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.; ✓ раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как: • крестьянская реформа 1861 г.; • осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий; ✓ имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях; ✓ композиция поэмы имеет следующие особенности: • отвечает авторскому замыслу показать поиски крестьянами счастья и правды; • позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени; • имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным; • все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие: - мотив хождения странников по Руси; - тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями; • части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора; • используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем: - социальное противопоставление угнетателей и угнетенных; - чередование индивидуальных портретов и массовых сцен; - периодическая смена старого и нового; - чередование драматического и комического в поэме. Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем: ✓ в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем: • постоянное авторское сопереживание героям; • использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа; ✓ может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян; ✓ включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов; ✓ имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем: • представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить: - народные сказки ("Правда и кривда"); - народные образы и символы (образ скатерти-самобранки); - легенды ("О двух великих грешниках"); - песни ("Голодная"); - поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру"); - народные плачи ("Как рыбка в море синее..."); - народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу"); • используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины; ✓ написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности: • меткость выражений, сжатость фраз; • индивидуализированность речи персонажей; • простота; • подлинная народность и разговорчивость; • широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.); ✓ стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3852
| |