Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Творчество Некрасова Н.А. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Тема крестьянства в творчестве поэта

2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

1. Тема крестьянства в творчестве поэта

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта:

      начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом:

•        оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина;

•        не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле;

•        указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам;

•        сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла;

      продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом:

•        в первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу;

•        может носить характер аллегории на Николая I, приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял";

•        некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ;

•        другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел;

      яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом:

•        создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа;

•        используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен;

•        отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений;

•        в качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора.

2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях:

      переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.;

      интенсивное развитие промышленности;

      экономические преобразования;

      развертывание движения народников;

      интенсивная духовная жизнь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо'' имеет следующие художественные особенности:

      выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни;

      сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.;

      раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как:

•        крестьянская реформа 1861 г.;

•        осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий;

      имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях;

      композиция поэмы имеет следующие особенности:

•        отвечает авторскому замыслу показать поиски крестьянами счастья и правды;

•        позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени;

•        имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным;

•        все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие:

-        мотив хождения странников по Руси;

-        тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями;

•        части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора;

•        используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем:

-        социальное противопоставление угнетателей и угнетенных;

-        чередование индивидуальных портретов и массовых сцен;

-        периодическая смена старого и нового;

-        чередование драматического и комического в поэме.

Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем:

      в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем:

•        постоянное авторское сопереживание героям;

•        использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа;

      может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян;

      включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов;

      имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем:

•        представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить:

-        народные сказки ("Правда и кривда");

-        народные образы и символы (образ скатерти-самобранки);

-        легенды ("О двух великих грешниках");

-        песни ("Голодная");

-        поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру");

-        народные плачи ("Как рыбка в море синее...");

-        народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу");

•        используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины;

      написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности:

•        меткость выражений, сжатость фраз;

•        индивидуализированность речи персонажей;

•        простота;

•        подлинная народность и разговорчивость;

•        широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.);

      стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3852