Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

Великий русский романтик Лермонтов родился в Москве, детство провел в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, расположенном в селе Тарханы Пензенской губернии. Потом он учился и жил в Петербурге. Но жизнь поэта сложилась так, что долгие годы он провел на Кавказе: туда его, как многих других оппозиционно настроенных людей, сослали за вольнолюбивые стихи и непокорный характер. Там поэта постигла безвременная смерть. Казалось бы, все это должно было сделать для него этот край отталкивающим и ненавистным. Но как ни странно, оказалось все наоборот: суровая, бурная, непокорная кавказская природа была настолько родственна душе мятежного поэта, что именно здесь его поэтический гений расцвел и набрал свою силу. Вот почему Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова был очень важен. Его можно по праву назвать поэтической родиной Лермонтова, которая дарила вдохновение, озаряла его жизнь счастливыми мгновениями творчества.

Впервые он побывал там еще в детстве: в 1818 и 1820 годах бабушка возила Мишу для укрепления его здоровья в Горячеводск, позднее переименованный в Пятигорск. Михаила Юрьевича поразила здешняя природа. А еще поразили Лермонтова люди, живущие на Кавказе. По пестрому восточному базару бродили смуглые, оборванные горцы. Все мужчины вооружены — ведь место неспокойное, кругом идет война. Недаром среди отдыхающих, пьющих у источников воду, много русских офицеров.

Эти яркие, красочные картины навсегда остались запечатленными в сознании Михаила Юрьевича, а впоследствии отразились не только в стихах, но и в художественном творчестве Лермонтова. Ведь Михаил Лермонтов был щедро одарен разнообразными талантами: он прекрасно играл на скрипке, был очень интересным живописцем. Многие исследователи считают, что если бы он занимался живописью на профессиональном уровне, то мог бы занять видное место среди выдающихся русских художников. Не только с натуры, но и на память он мог замечательно воспроизводить на полотне или бумаге фигуры, лица, кипение боя, пейзажи или бешеную скачку разгоряченных коней. Как и в поэзии, картины Лермонтова в живописи красочны и динамичны, в них чувствуется рука подлинного мастера.

Кисти Лермонтова принадлежат и картины, выполненные масляными красками — их сохранилось более десяти, — и многочисленные акварели и рисунки. Все они очень своеобразны и выполнены на высоком профессиональном уровне. В них отразился трагический и тревожно-страстный творческий мир Лермонтова. Изобразительное творчество Михаила Юрьевича сплавлено с литературным в одно целое. И конечно, он не мог не запечатлеть в своих живописных работах свой любимый край — Кавказ. Считается, что именно в так называемом Кавказском цикле картин и рисунков Лермонтов сказал свое слово в живописи. Романтик по духу, Михаил Юрьевич сумел выразить первозданную красоту этого вольного края как в стихах, так и в художественном творчестве. Кавказ в творчестве Лермонтова нашел отражение во многих его картинах.

Что же привлекало на Кавказе Лермонтова-живописца? В живописных и графических работах поэта прежде всего представлены прекрасные романтические пейзажи Кавказа, его гор, рек, ущелий и долин, лепящихся к скалам горных селений и больших городов. В голубой дымке, покрытие облаками поднимаются горы на великолепной картине «Военно-грузинская дорога близ Мцхеты», выполненной маслом. Острые вершины, спускающиеся уступами в глубокое ущелье, запечатлел Лермонтов на картине «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Удивительна по красоте и богатству красок картина «Кавказский вид с верблюдами», также выполненная маслом. Из темных лесных зарослей выходит горная дорога, по которой движется караван верблюдов, а вдали озаренные солнцем стоят величественные горы, скрывающиеся в голубой дымке горизонта. На картинах Лермонтова также часто можно увидеть на фоне горного пейзажа вооруженных всадников, движущихся по опасным горным дорогам (картина «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби»). А на карандашном рисунке «Грузинки на крыше сакли» с поразительной точностью запечатлены кавказские «жены и девы» в национальных костюмах, танцующие под звуки бубна на крыше заросшей диким виноградом сакли.

Разумеется, и многие юношеские поэтические произведения Лермонтова связаны с Кавказом. Такова его первая поэма «Черкесы», произведение еще не вполне самостоятельное, но отразившее реальные впечатления от поездок юного поэта на Кавказ. Поэма «Кавказский пленник», написанная под сильным воздействием знаменитой пушкинской «южной поэмы» и даже повторяющая ее название, также содержит немало сильных и вполне оригинальных строк. С этими поэмами связаны и живописные опыты юного художника. Если в более поздних картинах, о которых говорилось выше, Кавказ в творчестве Лермонтова предстает как самостоятельный предмет изображения, то некоторые из юношеских работ явно сделаны в качестве иллюстраций к поэтическим произведениям. Порой юный поэт сам оформлял в рукописях свои работы, набрасывая рисунки для обложки, как, например, в поэме «Черкесы», или же создавая иллюстрации к только что написанному произведению, например, с изображением скачущего всадника к поэме «Кавказский пленник». Часто, обдумывая стихотворные строки, поэт начинал рисовать грозные профили героев или горячих, нетерпеливых коней. Таков, например, рисунок 1832-34 гг., на котором изображен скачущий всадник с плеткой в руке и несколько набросков мужских голов, изображенных в профиль.

Но с Кавказом оказались связаны и совсем другого рода детские впечатления, которые Лермонтов тоже пронес через всю жизнь. По его собственному признанию, именно здесь ему довелось испытать свою первую и очень сильную любовь. Это случилось, когда летом 1825 года он третий раз побывал на Кавказе. Спустя много лет в своем знаменитом стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» Лермонтов вновь обратился воспоминаниями к тем далеким дням детства, к той незабываемой для него встрече.

Может быть, именно потому, что на Кавказе впервые Лермонтов испытал очень сильное чувство любви, сюда он переносит и действие своей знаменитой поэмы «Демон». Ведь, как это не парадоксально, «печальный Демон, дух изгнанья», одинокий, мятежный и бесконечно страдающий, бросающий вызов всему мирозданью и беспощадный к тем, кто стоит на его пути, — такой Демон оказался у Лермонтова способным полюбить. Именно здесь он встретил прекрасную Тамару, которая воплощает в себе черты гордой и вместе с тем беззащитной горской девушки. Но пылкое страстное чувство к ней Демона обрекает Тамару на страдание и гибель. Эти необычные герои возникли в воображении поэта еще в 1829 году, когда началась работа над поэмой. Лишь десятилетие спустя, в 1838 году, он закончит ее последний вариант, который мы теперь и читаем. В первых же набросках поэмы появились и описания тех неповторимых горных пейзажей, которые так поразили юного Лермонтова, а затем, созданные рукой мастера, стали одними из самых ярких страниц многих произведений поэта.

Потом, когда волею судеб Лермонтов вновь оказался на Кавказе, его детские воспоминания возродились, обогатились новыми впечатлениями и вылились в поразительные образы таких стихотворений, как «Дары Терека», «Спор», «Тамара», «Сон» и многих других. Они отразились в поэме «Мцыри», выплеснулись на страницы романа «Герой нашею времени».

В 1841 году было написано стихотворение «Тамара». Оно основано на грузинской легенде о коварной царице, с помощью волшебной силы заманивавшей путников в свой замок и после ночи любви убивавшей их. Замок ее находился в Дарьяльском ущелье и стоял на горной вершине над Тереком, куда коварная царица сбрасывала утром трупы своих несчастных любовников. Это стихотворение прекрасно иллюстрирует карандашный рисунок Лермонтова «Дарьял», хотя создан он был намного раньше, в 1837 г. Бурные воды Терека узкой лентой рассекают мрачное ущелье. В центре композиции — мрачная скала, на вершине которой виднеется одинокий замок. А на переднем плане — фигура человека, устремленного к перекинутому через Терек мосту, вероятно, ведущему к скале с башней.

Связь этой картины Лермонтова и его стихотворения наглядно показывает, что и в данном случае, и во многих других картины поэта не являются в прямом смысле иллюстрациями к его произведениям. Можно сказать, что это разные произведения об одном и том же. Так, например, удивительно точно воссоздает атмосферу и место действия поэмы «Мцыри» (1839) карандашный рисунок Лермонтова «Развалины на берегу Арагвы в Грузии» 1837 года. Именно тогда была задумана и поэма. Многие памятные строки «Мцыри» кажутся точным описанием его картины «Развалины на берегу Арагвы в Грузии».

На переднем плане картины мы видим бурный поток, образованный слиянием двух рек, текущих по глубокому ущелью, над которым возвышаются обрывистые уступы гор. Слева видны развалины старинного монастыря на вершине скалы, а вдали белеет и скрывается в облаках горная череда. Быть может там и находится та «страна отцов», к которой так стремился Мцыри?

Слева на переднем плане картины изображен крутой каменистый спуск к реке, обрамленный ветвями деревьев. Не здесь ли спускался «...к потоку с высоты, держась за гибкие кусты» герой поэмы, томимый жаждой.

Глядя на картину Лермонтова, мы словно слышим гул срывающихся под ногами героя камней и вот-вот увидим его самого. Впрочем, не только горцы изображены на рисунках кавказского цикла Лермонтова. Ведь именно там шла работа над романом «Герой нашего времени», в центре которого судьба русского офицера, оказавшегося на Кавказе. Конечно, в романе Лермонтов продолжает рисовать картины жизни кавказских народов, горные пейзажи, но многие страницы посвящены изображению офицерской среды и «водяному обществу», приехавшему лечиться на воды. На рисунках тех лет, когда создавался и печатался роман, мы видим сходные сюжеты. Вот карандашный рисунок «Офицер верхом и амазонка» (1840— 41 гг.), который напоминает сцену прогулки Печорина и Мери, когда герою наконец удается добиться расположения девушки. А рисунок 1837 года «Домик над обрывом» явно связан с повестью «Тамань», входящей в роман «Герой нашего времени».

Но есть еще одна важная сторона живописных и графических произведений Лермонтова из кавказского цикла. Многие из них живо и динамично показывают столь близкий мятежной душе поэта пыл военных сражений. И не удивительно: ведь очень большую часть своей недолгой жизни Лермонтов провел в зоне военных действий на Кавказе в качестве офицера русской армии. По свидетельству его однополчан, он отличался какой-то отчаянной смелостью, выполнял самые опасные поручения и не раз был представлен к награде, но царь не желал выделять заслуги Лермонтова, свободолюбие и независимость которого вызывали ненависть Николая I к поэту. Особенно проявил себя Лермонтов в боевых действиях отряда генерал-лейтенанта Галафеева в Чечне в знаменитом сражении при реке Валерик, притоке Сунжи. Оно произошло 11 июля 1840 года и стоило больших жертв и той и другой стороне.

Это сражение запечатлено не только в стихотворении Лермонтова, но и на его картине «Сражение при Валерике», также отличающейся поразительной точностью и достоверностью деталей и ярким динамизмом. Трудно сказать, какое из произведений — поэтическое или художественное — дает нам большее представление об этом сражении. Очевидно одно: и в том и в другом чувствуется рука выдающегося мастера.

Итак, многие факты жизни и творчества Лермонтова позволяют нам с полным правом назвать Кавказ его подлинной духовной, поэтической родиной. Здесь Лермонтов познал счастье гармонии с природой и вдохновенного творчества, но здесь его ждала и горькая участь опального офицера, разрыв с друзьями, близкими людьми, здесь он встретил предательство и вероломство, здесь нашел свою преждевременную смерть.

Удивительно, но многие современники Лермонтова говорят, что перед его последним отъездом на Кавказ в апреле 1841 года после небольшого отпуска, проведенного в кругу друзей в Петербурге и Москве, поэта томили мрачные предчувствия. Так, перед отъездом на вечере у Карамзиных он сказал, что его на Кавказе в этот раз, верно, убьют. Об этом мы читаем и в его стихах:

На свете мало, говорят,
Мне остается жить!

Поистине пророческим стало его стихотворение «Сон», написанное в июне 1841 года, меньше чем за месяц до роковой дуэли! Как будто поэт уже видел ту картину, которая стала местом трагедии 15 июля 1841 года:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я

Но еще раньше в романе «Герой нашего времени» Лермонтов как бы предваряет и обстоятельства этого страшного действия — в сцене дуэли между Печориным и Грушницким. Только финал оказался совсем иным: давний приятель Лермонтова еще по юнкерской школе, человек пустой, недалекий, но заносчивый и крайне обидчивый, Мартынов остался жив, а поэт был сражен его пулей в грудь навылет. Казалось бы, повод был просто ничтожным, но очевидно, что Мартынова подстрекали те, кто хотел любым способом избавиться от опасного для высших кругов писателя. Среди них в первом ряду стоит именно князь Васильчиков, знакомый Лермонтова еще по Петербургу. Поэт чувствовал в нем чужую натуру, потому что под маской светского либерализма видел мелкого и злобного человека. Он часто отпускал в адрес Васильчикова едкие замечания и колкие остроты, а тот делал вид, что нисколько не обижен, но в глубине души затаил злобу на поэта. В то же время в Пятигорске Васильчиков часто бывает у генеральши Мерлини, которая была тайным агентом III отделения.

Так сужается гибельный круг, готовый уничтожить поэта. Васильчикову и Мартынову было хорошо известно благородство Лермонтова, и они были уверены, что он не станет стрелять на дуэли в противника, как не стрелял в де Баранта. Пистолеты были выбраны самого крупного калибра. Секундантом Лермонтова стал его друг и боевой товарищ, получивший ранение в сражении при Валерике Михаил Павлович Глебов, а со стороны Мартынова секундантом был именно Александр Васильчиков. Дуэль состоялась в четырех верстах от Пятигорска на покатом склоне у подножия горы Машук, где находилась небольшая площадка.
Так трагически заканчивается связь Лермонтова с Кавказом в его жизни, но она продолжается в его творчестве и будет длиться до тех пор, пока есть люди, для которых близка и понятна яркая, бурная, мятежная, гордая, как сам Кавказ, поэзия Лермонтова.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13564