Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Грибоедов А.С.

Особенности комедии "Горе от ума" (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Преемственность традиций пьесы
2. Своеобразие композиции комедии "Горе от ума"
3. Жанр комедии
4. Художественный метод комедии
5. Черты реализма в комедии

1. Преемственность традиций пьесы

Пьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) "Горе от ума" отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии "Горе от ума" подготовили:

комедия Фонвизина "Недоросль", с которой "Горе от ума" роднят следующие особенности:

•        сатирический характер;

•        протест против крепостничества;

•        критика придворной знати и дворянства;

•        создание типичных, широко распространенных образов и явлений;

•        реалистическое изображение характеров;

•        подчинение любовной интриги общественному столкновению;

•        реалистичность речи;

      творчество Радищева, в частности "Путешествие из Петербурга в Москву", с которым "Горе от ума" роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам;

      произведения Карамзина, с которыми "Горе от ума" роднят следующие особенности:

•        поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;

•        скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;

      творчество Крылова, с которым "Горе от ума" роднят следующие особенности:

•        пафос защиты национальной культуры;

•        критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;

•        басенная иносказательность, юмор и народность языка;

      традиции декабристской поэзии и русской стихотворной комедии, уходящие своими корнями в XVIII в.

2. Своеобразие композиции комедии "Горе от ума"

Композиция комедии "Горе от ума" очень специфична, и ее отличают следующие особенности:

      противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы;

      развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу);

      особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского;

      симметрия построения, что проявляется в следующем:

•        разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой;

•        различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте;

      множество монологов, которым отводится большая роль в комедии;

      важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями.

3. Жанр комедии

Комедия "Горе от ума" имеет следующие жанровые особенности:

      самим Грибоедовым названа комедией, и это впоследствии подтверждено Пушкиным;

      представляет сложность в определении точного жанра пьесы по следующим причинам:

•        различия критериев комического у разных исследователей;

•        различные подходы к пониманию финального прозрения Чацкого и Софьи;

      с точки зрения видовой определенности является сатирической комедией, так как содержит в себе сатирическое осмеяние героев и ситуаций, освещенных в комедии;

      является общественной комедией, так как в ней доминирует не любовный, а общественный конфликт, отражающий противоречия и конфликтность "века нынешнего" и "века минувшего";

      является высокой комедией (по определению А.С. Пушкина), т. е. она основана не только на смехе, но и на развитии характеров;

      является комедией характеров и нравов, так как в ней преобладает комизм характеров и в меньшей степени — комизм положений и ситуаций;

      является комедией в стихах;

      содержит в себе "своеобразное сочетание отдельных жанровых признаков высокой, общественной сатирической комедии в стихах, сценической поэмы и драмы".

4. Художественный метод комедии

Комедия "Горе от ума" представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:

      классицизм;

      романтизм;

      реализм.

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

      рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

      единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

      пятиактное строение пьесы;

      деление героев на положительных и отрицательных;

      "говорящие" фамилии персонажей;

      несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

      трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

•        противопоставленность всему окружающему его миру;

•        приподнятость над бытом;

•        вера в силу убеждения;

•        возвышенность и мечтательность натуры;

•        проявление бурного темперамента в поведении;

•        ощущение одиночества в конце комедии;

      авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

      использование дорожной темы в поэме;

      обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

5. Черты реализма в комедии

Комедия "Горе от ума" имеет множество черт реализма, и потому ее в большей степени можно отнести именно к этому литературному направлению, чем к классицизму и романтизму, хотя эти направления также присутствуют в данном произведении. Реализм представлен в комедии следующими ее особенностями:

      способы типизации, когда в герое присутствует не один, а сразу несколько характеров (Репетилов);

      отсутствие единства действия, характерного для классицизма, что выражается в следующих особенностях комедии:

•        одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий;

•        вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (например, рассказ Фамусова о Максиме Петровиче);

      своеобразие и новаторство в построении характеров героев, которое заключается в следующем:

•        обусловленность жизнью, а не нормами классической драмы, наличие положительных и отрицательных героев, и в этом выражается противопоставление новой, молодой России старым порядкам и устоям;

•        утверждение в качестве принципа реализма наделения фамилии героя определенным смыслом, но теперь значимость фамилии является результатом всестороннего анализа характера героя, а не отражает какую-то отдельную его черту;

•        отказ от схематизма в характерах героев, объемность и многогранность и иногда противоречивость характеров (Фамусов, Чацкий, Софья, Репетилов);

•        отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы;

•        развитие, изменение характера героя в процессе действия (Чацкий, Софья, переживающие крах своих иллюзий), в то время как для классической пьесы характерна статичность персонажей;

      большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (т. е. не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствует не больше 7—8 сценических персонажей;

      насыщенность комедии реалистичными деталями быта и повседневной жизни;

новаторство языка комедии, которое заключается в следующем:

•        отказ от использования иноязычных слов как в повествовании, так и в драматургической терминологии (вместо слов "акт", "сцена" используются русские слова "действие", "явление");

•        преобладание разговорной речи и выражений, свойственных именно русскому языку ("бьют баклуши", "час битый", "ни дать ни взять", "оказия", "покудова" и др.);

•        практически полное исключение архаизмов и церковной лексики;

•        афористичность языка: обилие народных пословиц, поговорок и т. п.;

•        использование в речи героев соответствующих их образу и характеру выражений, конструкций, стиля языка (отличие, например, языка Чацкого от речи Фамусова и Хлестовой).

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
19
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19387