Особенности комедии "Горе от ума" (конспект лекции)
1. Преемственность традиций пьесы 1. Преемственность традиций пьесыПьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) "Горе от ума" отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии "Горе от ума" подготовили: ✓ комедия Фонвизина "Недоросль", с которой "Горе от ума" роднят следующие особенности: • сатирический характер; • протест против крепостничества; • критика придворной знати и дворянства; • создание типичных, широко распространенных образов и явлений; • реалистическое изображение характеров; • подчинение любовной интриги общественному столкновению; • реалистичность речи; ✓ творчество Радищева, в частности "Путешествие из Петербурга в Москву", с которым "Горе от ума" роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам; ✓ произведения Карамзина, с которыми "Горе от ума" роднят следующие особенности: • поэтизация старых времен и презрение ко всему новому; • скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов; ✓ творчество Крылова, с которым "Горе от ума" роднят следующие особенности: • пафос защиты национальной культуры; • критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения; • басенная иносказательность, юмор и народность языка; ✓ традиции декабристской поэзии и русской стихотворной комедии, уходящие своими корнями в XVIII в.2. Своеобразие композиции комедии "Горе от ума"Композиция комедии "Горе от ума" очень специфична, и ее отличают следующие особенности: ✓ противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы; ✓ развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу); ✓ особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского; ✓ симметрия построения, что проявляется в следующем: • разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой; • различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте; ✓ множество монологов, которым отводится большая роль в комедии; ✓ важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями. 3. Жанр комедииКомедия "Горе от ума" имеет следующие жанровые особенности: ✓ самим Грибоедовым названа комедией, и это впоследствии подтверждено Пушкиным; ✓ представляет сложность в определении точного жанра пьесы по следующим причинам: • различия критериев комического у разных исследователей; • различные подходы к пониманию финального прозрения Чацкого и Софьи; ✓ с точки зрения видовой определенности является сатирической комедией, так как содержит в себе сатирическое осмеяние героев и ситуаций, освещенных в комедии; ✓ является общественной комедией, так как в ней доминирует не любовный, а общественный конфликт, отражающий противоречия и конфликтность "века нынешнего" и "века минувшего"; ✓ является высокой комедией (по определению А.С. Пушкина), т. е. она основана не только на смехе, но и на развитии характеров; ✓ является комедией характеров и нравов, так как в ней преобладает комизм характеров и в меньшей степени — комизм положений и ситуаций; ✓ является комедией в стихах; ✓ содержит в себе "своеобразное сочетание отдельных жанровых признаков высокой, общественной сатирической комедии в стихах, сценической поэмы и драмы". 4. Художественный метод комедииКомедия "Горе от ума" представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений: ✓ классицизм; ✓ романтизм; ✓ реализм. Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как: ✓ рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством; ✓ единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии); ✓ пятиактное строение пьесы; ✓ деление героев на положительных и отрицательных; ✓ "говорящие" фамилии персонажей; ✓ несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская). Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями: ✓ трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах: • противопоставленность всему окружающему его миру; • приподнятость над бытом; • вера в силу убеждения; • возвышенность и мечтательность натуры; • проявление бурного темперамента в поведении; • ощущение одиночества в конце комедии; ✓ авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого; ✓ использование дорожной темы в поэме; ✓ обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии. 5. Черты реализма в комедииКомедия "Горе от ума" имеет множество черт реализма, и потому ее в большей степени можно отнести именно к этому литературному направлению, чем к классицизму и романтизму, хотя эти направления также присутствуют в данном произведении. Реализм представлен в комедии следующими ее особенностями: ✓ способы типизации, когда в герое присутствует не один, а сразу несколько характеров (Репетилов); ✓ отсутствие единства действия, характерного для классицизма, что выражается в следующих особенностях комедии: • одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий; • вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (например, рассказ Фамусова о Максиме Петровиче); ✓ своеобразие и новаторство в построении характеров героев, которое заключается в следующем: • обусловленность жизнью, а не нормами классической драмы, наличие положительных и отрицательных героев, и в этом выражается противопоставление новой, молодой России старым порядкам и устоям; • утверждение в качестве принципа реализма наделения фамилии героя определенным смыслом, но теперь значимость фамилии является результатом всестороннего анализа характера героя, а не отражает какую-то отдельную его черту; • отказ от схематизма в характерах героев, объемность и многогранность и иногда противоречивость характеров (Фамусов, Чацкий, Софья, Репетилов); • отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы; • развитие, изменение характера героя в процессе действия (Чацкий, Софья, переживающие крах своих иллюзий), в то время как для классической пьесы характерна статичность персонажей; ✓ большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (т. е. не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствует не больше 7—8 сценических персонажей; ✓ насыщенность комедии реалистичными деталями быта и повседневной жизни; ✓ новаторство языка комедии, которое заключается в следующем: • отказ от использования иноязычных слов как в повествовании, так и в драматургической терминологии (вместо слов "акт", "сцена" используются русские слова "действие", "явление"); • преобладание разговорной речи и выражений, свойственных именно русскому языку ("бьют баклуши", "час битый", "ни дать ни взять", "оказия", "покудова" и др.); • практически полное исключение архаизмов и церковной лексики; • афористичность языка: обилие народных пословиц, поговорок и т. п.; • использование в речи героев соответствующих их образу и характеру выражений, конструкций, стиля языка (отличие, например, языка Чацкого от речи Фамусова и Хлестовой). Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19387
| |