Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Образ Петра Адуева ("Обыкновенная история")

  • Статья
  • Еще по теме

Александру Адуеву решительно противопоставлен его дядюшка, Петр Адуев. Он иронизирует по поводу романтической восторженности племянника, саркастически высмеивает его проекты и иллюзии, непримиримо отвергает его переживания и «страсти», гневно осуждает присущую Александру праздность. Это главная функция, которую в романе выполняет Адуев-старший, и в этом случае автор оказывается на его стороне. Передавая споры двух столь разных родственников, Гончаров проявляет себя как великолепный мастер диалога. Высказывания героев выразительно характеризуют каждого из них. Их полемика создает многочисленные драматизированные сценки, нередко исполненные юмора, комических положений, элементов пародии на речевые штампы, выспренние, «красивые» и пышные фразы.

Другая роль, которую играет Петр Адуев в произведении, заключается в апологии энергии, дела, инициативы, противопоставленных праздной мечтательности и безделью. «Мечтать здесь некогда, — заявляет Адуев-старший, — подобные нам ездят сюда дело делать...» В этом образе, по словам Гончарова, сказалось «слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе с всероссийским застоем». В этом дядюшка также симпатичен автору и отчасти выражает его воззрения.

Более того, И. А. Гончаров наделяет Петра Адуева рядом положительных качеств. Этот герой романа не жалеет времени на «вразумление» своего племянника, он весьма умён, образован, владеет двумя иностранными языками, любит театр, наизусть цитирует Пушкина, собрал коллекцию произведений живописи, высоко ценит искусство. Он человек деятельный, обладающий большим жизненным опытом, сочетающий энергичную промышленную (он заводчик-предприниматель) и коммерческую деятельность, а одновременно «достиг значительного положения в службе», имея чин тайного советника. Это отнюдь не чичиковская деловитость и ловкая предприимчивость: автор подчеркивает честность Адуева. Безусловно, образ Петра Адуева («Обыкновенная история») отличался значительной новизной. Гончаров запечатлел рожденный в России тип буржуазного человека, своим преуспеванием способствующего развитию в стране промышленности и торговли. Писателю удалось заглянуть далеко вперёд и увидеть прообраз «нового русского», явившегося сегодня в новой жизненной ситуации.

Однако труд Петра Ивановича не окрылён высокой идеей общественного служения, не согрет гуманностью и человечностью. Жизненные задачи его весьма ограниченны: его увлекают прежде всего богатство, комфорт и карьера. Высокие цели он называет бредом. Гончарову явно антипатичен голый практицизм, слишком трезвый расчёт дядюшки, который каждое своё движение контролирует рассудком. Поэзия, творчество, гостеприимство, дружеское общение, любовь и брак, с точки зрения Адуева-старшего, пустые и зряшные слова, понятия, мешающие «дело делать». Эту особенность героя метко оценил критик В. П. Боткин, который писал Белинскому: «Ты замечаешь, какой удар повесть Гончарова нанесёт романтизму — и справедливо; а мне также кажется, что от неё не очень поздоровится арифметическому здравому смыслу». Совсем не случайно делячество и мелочность целей своего мужа подвергает жестокой критике его жена. Её позиция мотивированна, поскольку более других именно она узнала бездушие Петра Ивановича, разобралась в индивидуализме и ложной мудрости своего мужа, став его жертвой.

В финале своего романа, когда Адуев-младший становится дублёром, искаженным вариантом Адуева-старшего, Гончаров устанавливает жизненный парадокс «обыкновенной истории»: её антиподы уподобляются друг другу. Их сближение проистекает от того эгоизма и индивидуализма, которые по-разному были свойственны обоим героям. В конечном счете торжествует «адуевщина», как метко назвал это явление Л. Н. Толстой, — бесчеловечность, рожденная железным буржуазным веком. И никакие раскаяния Петра Ивановича и его спешные меры не в состоянии исправить положения.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6102