Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Творчество Н.В. Гоголя (конспект лекции)

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

1. Характеристика творчества Н.В. Гоголя

2. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

3. "Миргород"

4. "Петербургские повести"

1. Характеристика творчества Н.В. Гоголя

Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) представляет собой важный этап в развитии русской литературы первой половины XIX в. Его творчество очень тесно связано с украинской культурой, и в нем преобладает ее тематика и сюжеты, так как писатель родился на Украине. Творчество Гоголя включает следующие основные произведения:

      сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки";

      сборник повестей "Миргород";

      сборник "Петербургские повести";

      комедию "Ревизор";

      роман-поэму " Мертвые души".

2. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" является первым в его творчестве, и повести, входящие в этот сборник, принесли Гоголю популярность. Сборник состоит из двух книг и включает в себя следующие повести:

      в первой книге:

•        "Ночь перед рождеством";

•        "Майская ночь";

•        "Сорочинская ярмарка";

•        "Пропавшая грамота";

      во второй книге:

•        "Ночь перед рождеством" (перенесенная автором из первого издания);

•        "Страшная месть";

•        "Заколдованное место";

•        "Иван Федорович Шпонька и его тетушка".

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" как литературное произведение можно охарактеризовать следующим образом:

      передается поэтический образ Украины, ее природы;

      используются и по-новому преподносятся народные украинские сказки, легенды, предания, традиции;

      ярко и интересно описывается народный украинский деревенский быт;

      используются фольклорные приемы художественной выразительности;

      в героях воплощаются лучшие черты народного характера, гармонически соединяется внешний облик и нравственное здоровье;

      пробуждает интерес российского читателя того времени к Малороссии;

      является примером романтического направления в русской литературе того времени, и романтизм в сборнике выражен следующим образом:

•        реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному;

•        прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир;

•        фольклор и приемы, используемые в произведении, имеют следующие черты романтизма:

-        сказочные сюжеты;

-        поэтика таинственного и загадочного, наполняющая легенды;

-        обращенность к прошлому страны, которое наполнено героическими подвигами;

•        реальность сплетается с вымыслом, а эпическое — с лирическим;

      особо важное место занимает фантастическое, которое имеет в повести следующие особенности:

•        окрашено бытовыми чертами;

•        изображено как пошлое, мелкое;

•        представлено в комическом свете;

      носит комический характер, что выражается в юморе, шутках и смехе, которые сопровождают героев на протяжении всего повествования.

3. "Миргород"

Сборник "Миргород" (1835) объединяет в себе ряд повестей, написанных в Петербурге, и в его состав входят следующие повести:

      "Старосветские помещики";

      "Тарас Бульба";

      "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем";

      "Вий".

Сборник "Миргород" как литературное произведение можно охарактеризовать следующим образом:

      повести, вошедшие в данный сборник, разительно отличаются друг от друга по следующим моментам:

•        содержание;

•        тональность произведения;

•        жанр;

•        художественная форма;

      несмотря на столь явные отличия, повести объединяются авторским взглядом на назначение человека, который выражен в подтексте;

      каждая повесть своеобразна по своему характеру и стилю: присутствует и идиллический оттенок, и героические черты, сатирическое начало, и фантастические элементы;

      сборник является новой фазой творчества писателя, в которой активно развивается реалистический метод изображения действительности, который выражен в повестях следующим образом:

•        более объемные и многогранные характеристики характеров;

•        убедительно реалистичное изображение быта, обстоятельств жизни героев и самой действительности;

•        богатая речевая характеристика героев, их диалогов;

      более глубокое и основательное проникновение в историческое прошлое украинского казачества (Повесть "Тарас Бульба").

Повесть "Старосветские помещики" имеет следующие особенности:

      своеобразие авторского отношения к героям, которое заключается в двойственности оценки героев и иронии по отношению к ним;

      отрицание и осуждение патриархального уклада жизни, изолированности от общественной жизни, отсутствия общественных интересов.

Повесть "Тарас Бульба" имеет следующие особенности:

      геройское начало, выраженное в описании автором борьбы украинского народа за свою свободу;

      историзм, соединенный с художественным вымыслом, когда описываются события XV-XVII вв., но при этом персонажи часто не имеют реальных исторических прототипов;

      элемент идеализации демократического равенства;

      обилие украинского фольклора, выраженного в различных народных преданиях, песнях, изображении сражений в духе подвигов былинных героев;

      гиперболы, преувеличения при построении образа Тараса Бульбы;

      жанр народно-героической эпопеи;

      своеобразие композиционной структуры, которая организована как чередование ярких батальных и мирных сцен с постепенным отрывом от мирной жизни и переходом всех участников повествования в мир борьбы;

      доминирование романтического метода в изображении действительности.

4. "Петербургские повести"

"Петербургские повести" (1835-1842) Гоголя представляют собой важный тип в творчестве писателя по следующим причинам:

      именно в этом сборнике автором активно разрабатывается метод реализма, впоследствии нашедший свое отражение в великой поэме Гоголя "Мертвые души";

      существенно расширяется картина изображения российской жизни, так как место действия повестей переносится из провинции в столицу Российской Империи.

Сборник включает в себя следующие повести:

      "Невский проспект";

      "Записки сумасшедшего";

      "Портрет";

      "Нос";

      "Коляска";

      "Шинель";

      "Рим" (не окончена автором).

Сборник "Петербургские повести" можно охарактеризовать следующим образом:

      все повести объединены по следующим критериям:

•        одно место действия (исключая "Рим");

•        общая проблематика, главным мотивом которой является господство в современном мире чина и денег;

•        родственность деятельности и характеристик основных героев, которые, как правило, предстают как "маленькие люди";

•        близкая идейная направленность, которая выражается в раскрытии несправедливости тех общественных отношений, которые сложились в обществе;

•        похожая художественная манера;

      обнажают жизнь Петербурга со всеми ее социальными противоречиями и несправедливостью, контрастом духовного и материального;

      в изображении столицы продолжаются многие мотивы "Станционного смотрителя" и "Медного всадника" Пушкина, когда изображается не пышность дворцов, а убогость окраин, не богатство, а бедность;

      носят новый характер фантастики и гротеска, использование которого было обусловлено обращением Гоголя к таким приемам изображения петербургской действительности, как фантастические метаморфозы, обман и "чудеса" с целью ее наиболее точного и правдивого отображения.

Повесть "Нос" (1836) представляет собой яркий образец таланта Гоголя, и ее можно охарактеризовать следующим образом:

      сюжет, который носит фантастический характер и реализует богатые художественные возможности;

      внешняя романтичность, обусловленная фантастическими элементами, перетекает в реалистический характер повествования;

      фантастические элементы — используются для реалистического изображения и обнажения пороков, парадоксальности окружающего мира, и именно это отличает Гоголя от его предшественников, для которых фантастический сюжет интересен сам по себе;

      приемы сатиры и гротеск в форме несовмещения необходимых друг другу элементов - лица и носа и их гротескное разъединение; многие приемы предваряют пьесу "Ревизор", и к таким элементам относятся:

•        социальное описание мира чиновников;

•        принятие ничтожества за важную значимую персону;

•        включение обычных событий в мир необычного.

Повесть "Шинель" (1842) занимает особое место в сборнике и имеет следующие художественные особенности:

      сюжет основан на будничном анекдоте, который был пересказан Анненковым в "Литературных воспоминаниях", но у Гоголя имеет глубокий социально-психологический смысл, который заключается в рассмотрении психологии одинокого "маленького" человека, и этот сюжет уже не раз разрабатывался Гоголем и другими русскими писателями первой половины XIX в. (Пушкин, Лермонтов);

      присутствует острый гротеск — совмещение несовмещаемого, когда изначально тихий герой после приобретения шинели начинает жить активно и "шумно";

      особенности построения повести обеспечивают ее художественное своеобразие, и композиция характеризуется постепенным раскрытием характера главного героя и сгущением вокруг него трагических ситуаций;

      жанр своеобразен, что обеспечивается тесной связью в повести комического, трагического и лирического, которое дается самим автором;

      тема "маленького человека" оказала влияние на многих русских писателей, в частности на Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Бунина, Чехова.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Гоголь Н.В. | Добавил: katerina510 (19.09.2018)
Просмотров: 239 | Теги: творчество Гоголя