Гоголь: путешествия писателя. Гоголь за границей
Есть на свете такие неспокойные люди, которым не сидится на месте: как будто что-то гонит их, дорога ведет за собой, увлекая все дальше и дальше от родных мест. Таким странником был и Гоголь. Путешествия его занимают важную часть его биографии. «Нужно проездиться по России...» — эта его знаменитая фраза отражает чаяния самого писателя. Ему и вправду много времени приходилось проводить в разъездах — не потому ли герой его главной книги «Мертвые души» Чичиков тоже вечный странник, хотя цели у автора и его героя были очень разные. Но кажется, что писателю явно хотелось не только побывать в новых местах, чтобы набрать материал для своего дальнейшего творчества, посмотреть на незнакомых людей, а быть может, с кем-то из них и подружиться, но влекло его в дальний путь что-то еще. Не случайно говорят: «Большое видится на расстоянии». Может быть, задумывая грандиозное по идее и масштабу произведение, в котором должна была предстать «вся Русь», Гоголь хотел посмотреть на свою страну и людей, живущих в ней, из «прекрасного далека». Мы знаем, что до конца осуществить свой замысел писатель не смог: слишком тяжелым оказался этот путь, на котором его подстерегали не только творческие удачи, но и тяжелейшие разочарования, которые приводили к страшным душевным кризисам. Но тот путь духовных и творческих исканий, на который вступил писатель, оказался не напрасен: он проложил дорогу тем, кто последовал за ним и открыл для русских писателей новые творческие горизонты. Потом этот путь так и стали называть: гоголевский период русской литературы. Рассмотрим наиболее важные эпизоды, связанные с той частью этого пути, которая прошла на чужбине, вдали от родины. Отъезд Гоголя за границу стал полной неожиданностью для всех. Казалось бы, писатель на вершине своей славы, только что покоривший Петербург, а потом и Москву своей новой пьесой — комедией «Ревизор», должен быть вполне доволен своей жизнью. Но для Гоголя все обернулось иначе. Вот он — молодой драматург на репетиции своей пьесы в воскресенье 18 апреля 1836 года, накануне первого представления «Ревизора» в Александрийском театре, полный радостных предчувствий и ожиданий. Впереди еще бесконечные споры о его пьесе, зрительский успех и недовольный ропот тех, кого автор так смело вывел на сцену. Еще будут многие поколения режиссеров биться над загадкой «немой сцены», пытаясь воплотить авторский замысел или же дать свою версию его комедии. А пока Гоголь видит премьеру, столь долгожданную, но и столь же разочаровавшую его. Актерский состав театра был неоднородным, а потому были как удачные исполнения, например роли Городничего, которого играл знаменитый актер И.И. Сосницкий, так и явные провалы, как роль Хлестакова в исполнении Дюра. Но главное, как считал Гоголь и много позже, Петербург не понял и не принял его. Пьесу действительно не поняли, хотя она имела сценический успех и потом с блеском шла во многих других городах России. Но Гоголю было уже не до новой постановки «Ревизора», которая вскоре состоялась в Москве на сцене Малого театра и была гораздо более успешной. На репетиции в Москву, куда его несколько раз настойчиво приглашал Щепкин, Гоголь уже не поехал. Разочарованный, непонятый, он бросает все и, не попрощавшись даже с Пушкиным, которого боготворил, считал своим наставником и учителем, 6 июня 1836 года уезжает. Так оказывается Гоголь за границей. Как же потом корил себя писатель за то, что его не было рядом, когда пуля Дантеса оборвала жизнь «чудного гения» земли Русской! Ведь для него Пушкин был всем. Он говорил, что все, что делал при жизни Пушкина, было связано с его именем, с грядущим судом или одобрением Александра Сергеевича. Гоголь за границей бывал и раньше, но на сей раз он надолго останется здесь — более 10 лет он проведет вдали от Родины, лишь изредка наведываясь к родным, друзьям и знакомым в России, занимаясь издательскими и прочими делами. Поначалу он никак не может успокоиться — недаром как будто какой-то вихрь, захватив его, несет все дальше и дальше. Гамбург, Швейцария, Париж, потом будут Дрезден, Прага, Мюнхен, Ницца, Брюссель, Венеция, Берлин, Флоренция и много других городов, адресов, дорог. Но самый важный адрес заграничного маршрута Гоголя, его «европейский дом», — это Рим, который Николай Васильевич называл родиной своей души. Там его ждет работа, уже начатая в Петербурге, труд, ставший главным делом его жизни. — поэма «Мертвые души». В Риме сеть несколько мест, особенно дорогих Гоголю. Это площадь Испании, недалеко от которой находилась первая римская квартира писателя. В этом районе чаще всего селились русские, приехавшие в Италию, прежде всего художники, которые проходили здесь стажировку. Со многими из них Гоголь подружился, живя в Риме. Имя Ф.А. Моллера, одного из них, знакомо нам прежде всего благодаря портрету Гоголя, который художник нарисовал именно в те годы в Риме. Этот портрет считается лучшим из прижизненных изображений писателя. Имя другого художника Александра Андреевича Иванова знает каждый, кто хоть раз побывал в Третьяковской галерее в Москве. Именно там нашла свое место главная работа его жизни, грандиозная картина, ставшая целым событием в культурной жизни — «Явление Христа народу». В мастерскую Иванова, куда был закрыт доступ другим художникам и ценителям искусства, как русским, так и иностранным, в эту святая святых его работы над картиной Гоголь был не просто допущен. Иванов не раз показывал писателю свою картину, этюды к ней, советовался по ходу работы. Есть очень интересный портрет Гоголя, написанный Ивановым. На нем Гоголь изображен с беспечной улыбкой, слегка ленивой. Он в халате, выглядит по-домашнему. Правда, этот портрет не очень нравился самому писателю. Ему не хотелось показываться перед русской публикой в таком «растрепанном» виде. Тем не менее Гоголь очень высоко ценил Иванова. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями», тоже созданной в годы жизни за границей, специальная глава посвящена творчеству этого художника. Его черты есть и в образе того идеального художника, который в повести «Портрет» является антиподом загубившего свою душу и свой талант живописца Черткова. Ведь именно в эти годы Гоголь работает над новой редакцией этой повести, существенно перерабатывая ее, как, впрочем, и многие другие свои ранее созданные произведения. Это стремление пересмотреть написанное ранее возникло не случайно: оно было связано с серьезными внутренними переменами, которые сопровождали путь духовных исканий, наиболее активно проходивших именно в то время, когда Гоголь был за границей. Но этот путь оказался крайне сложным. Известно, что в годы жизни за границей Гоголь испытал несколько тяжелейших духовных и физических кризисов, в результате которых он во многом пересмотрел прежнее свое творчество, попытался по-новому осмыслить свои задачи — и как писателя, и как человека. Первый из этих кризисов приходится на лето 1840 года. Тогда Гоголь за границей пережил некую болезнь, скорее не телесную, а душевную. У него были тяжелые приступы «болезненной тоски» и "нервического расстройства". Предчувствуя близкую смерть, он даже создал духовное завещание. Но последовало «чудное исцеление», и Николай Васильевич поверил в то, что его жизнь «нужна и не будет бесполезна». Он считал, что ему открылся новый путь. В эти годы Гоголь много читает духовной литературы, делает выписки, даже создает такие произведения, как «Размышления о Божественной Литургии», «Авторскую исповедь». Именно тогда определяется идея «Мертвых душ» как произведения о пути исцеления и возрождения человеческой души, которая определяет ход работы над вторым томом. Но работа не клеится, что-то все время беспокоит его. Вместе с тем силы писателя убывают. Снедаемый недугами, Николай Васильевич переезжает из одного города в другой, ища душевного успокоения и спасительного лечения. В начале 1845 г. Гоголь живет во Франкфурте у В.А. Жуковского, писателя особо близкого и дорогого ему, постоянного адресата писем. В середине января Николай Васильевич отправляется в Париж к графу А.П. Толстому, с которым был особенно близок в последний период своей жизни. Затем Гоголь снова едет к Жуковскому во Франкфурт, в мае-июне находится на лечении на водах в Гамбурге, в конце июня переезжает в Веймар, затем Берлин, Дрезден, Карлсбад... В конце июня — начале июля 1845 г. разразился новый кризис. В минуты болезни и, как казалось ему, близости смерти Гоголь сжег написанные главы второго тома поэмы и написал новое завещание, впоследствии помещенное в «Выбранные места из переписки с друзьями». Именно тогда он ее и задумал. Это должна была быть не обычная книга, а «прощальная повесть» его жизни, творчества, своеобразная душевная исповедь, с которой он решил обратиться ко всем в России — от царя до мелкого чиновника. Книга писалась быстро, и в 1847 году уже была издана. Но вопреки ожиданиям писателя, она была не только не понята, но и не принята, осуждена почти всеми. Одни говорили, что Гоголь оболгал Россию, другие оскорбились за поношение западной цивилизации, за восхваление церкви, монарха. В.Г. Белинский, которого так ценил Гоголь и к мнению которого всегда прислушивался, в своем знаменитом открытом «Письме Гоголю» выступил с крайне резкой и во многом несправедливой критикой этой книги и нового направления в творчестве Николая Васильевича. Писатель с болью воспринял неудачу своей новой работы, но решил по-христиански смириться и продолжать главное дело своей жизни — поэму «Мертвые души». Но прежде он хотел испросить себе право на писание этого грандиозного полотна жизни — то право, которое, как он считал, могло быть дано ему только перед гробом Господним в Иерусалиме. Так прокладывается его последний маршрут заграничных странствий, после которого Гоголь путешествия свои завершит и уже окончательно вернется на родину. На пароходе «Истамбул» Николай Васильевич с другими русскими паломниками прибывает в Бейрут и оттуда отправляется в Иерусалим в сопровождении своего однокашника по Нежинской гимназии Константина Михайловича Базили. Он совершает все то, что полагается паломнику, молится и причащается у Гроба Господня. Но, видимо, того духовного просветления, которого он ожидал, не произошло. Тем не менее после этой поездки Гоголь чувствует себя готовым вновь приняться за работу над «Мертвыми душами» — но теперь она будет уже протекать в России, в Москве, ставшей последней точкой в жизненном и творческом пути Гоголя. Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12474
| |