Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Композиция "Ревизора" Гоголя, основные особенности комедии

  • Статья
  • Еще по теме

Всякий сюжет строится по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Гоголь нарушает стандартную схему. Он начинает с завязки. Первая фраза: «...к нам едет ревизор...» — и действие пьесы уже началось. Читатель моментально погружается в круговорот событий и лиц, поражённых этим сообщением. Потом из отдельных реплик, монологов и диалогов персонажей будут реконструированы события, которые происходили в городе до прибытия «ревизора», а также образ жизни главных чиновников — это экспозиция. Она помогает понять, почему они стали такими, какими мы их увидели.

Николай Васильевич Гоголь подает экспозицию после завязки, а не наоборот, потому что ему важно было сразу определить конфликт произведения, показать его источник — страх, и дать всему действию мощный толчок.

Кульминация пьесы Гоголя «Ревизор» - это сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии. Он самозабвенно врёт, причём не намеренно. Хлестакова спровоцировали и его «понесло».

Развязка действия, как и завязка, неожиданная. Появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова. Казалось бы, наступает развязка... Но неожиданно появляется жандарм с известием о настоящем ревизоре... Произведение заканчивается на самой высокой точке — «немой сцене», которая передает высшую степень потрясения персонажей... Это последний аккорд произведения, завершающий развитие его темы.

Со слов — «к нам едет ревизор» пьеса началась, закончилась она другими словами, но их смысл тот же - приехал ревизор. То есть, жизнь уездного города протекает в рамках «от ревизора до ревизора». Он единственный, на кого город обращает внимание.

Такова композиция «Ревизора» Гоголя.

Основные особенности произведения:

  • род литературы: драма;
  • жанр: комедия;
  • завязка и развязка — главные компоненты пьесы;
  • экспозиция расположена в произведении после завязки;
  • создание комических ситуаций на основе несоответствий;
  • «ситуация ревизора» как катализатор чиновничьей жизни;
  • смех как орудие против того, что «достойно осмеяния» в России;
  • образ «сборного города»;
  • Хлестаков — «художественное открытие Гоголя»;
  • хлестаковщина как социальное и психологическое явление российской действительности.

Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. - К.: Грамота, 2008

Понравился материал?
42
Рассказать друзьям:
Просмотров: 48398