Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

В категории материалов: 59
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян.


Гоголь намеревался вначале показать Россию «хотя с одного боку». Этот замысел нашёл своё выражение в том, что образы помещиков, крестьян, описание их жизни, хозяйства и нравов изображены в поэме так отчётливо, что, прочитав эту часть поэмы, запоминаешь её навсегда. Изображение помещичье-крестьянской Руси было очень актуально в гоголевское время в связи с обострением кризиса системы крепостного права.


Зачем Чичиков скупает мёртвые души? Этот вопрос нередко появляется у читателей, и не только потому, что они, может быть, не очень внимательно прочитали произведение, но в связи с тем, что смысл чичиковской аферы не вполне ясен.


Первые наброски будущего грандиозного творения Гоголь делает летом 1835 года, в то же время складывается и общий замысел поэмы. Гоголь задумывал написать три тома. Первый том должен был стать чем-то вроде «фасада» огромного строения (Гоголь изучал архитектуру и нередко использовал сравнения с этим видом искусства). Писатель намеревался изобразить в первом томе грустную действительность, гнетущую жизнь, «раздробленные и холодные характеры».


Кульминация комедии «Ревизор» сложна и до сих пор остаётся предметом дискуссий исследователей. Дело в том, что в ней не так легко определить традиционные места экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Между тем понимание структуры произведения напрямую связано с проникновением в авторский замысел и его идею.


Жанр «Ревизора» — комедия, в ней Гоголь развивает традиции общественной комедии, заложенные Фонвизиным и Грибоедовым и поддержанные другими русскими комедиографами. «Ревизор» является сатирической комедией, в которой резко и язвительно высмеиваются социальные и нравственные пороки российского общества и государственно-бюрократической структуры власти.


Основной образ комедии — образ уездного города. Гоголь называл его «сборным» и «душевным», видимо имея в виду, что в нём собраны все типы городского населения, показаны их черты характера и социальное поведение («сборный город»), привлечено внимание к грехам и слабостям людей («душевный город»).


В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».


В мировой и, в частности, русской литературе есть множество так называемых «сквозных» тем, «путешествующих» из произведения в произведение и помогающих воспринять данный текст в его взаимосвязи с другими. Таковы тема героя своего времени, тема рода, семьи, дома, тема города, тема снов, тема дуэли и другие.


В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» все пять глав о помещиках построены по единому композиционному принципу. Описание имения, беглый и затем подробный портрет помещика, авторская характеристика с обобщением «в масштабе России», подчёркнутые ассоциации с животными или миром вещей, детально выписанный интерьер, пейзаж, сцена угощения и, наконец, диалог с Чичиковым по поводу «мёртвых душ» — в такой последовательности применяется писателем арсенал средств для создания каждого из образов в этой галерее.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-59