Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Значительна роль Д. Н. Мамина-Сибиряка в развитии детской литературы. Он с первых шагов литературной деятельности пишет для детей и печатается в таких журналах, как «Детское чтение» («Юная Россия»), «Детский отдых», «Всходы», «Родник», «Юный читатель». Он начал работать в детской литературе в годы жестокого цензурного гнета, когда такие детские журналы, как «Задушевное слово», боролись с передовыми идеями, выступали против женского образования, проповедовали смирение.

Мамин-Сибиряк видел в детях будущее человечества. Он выдвигал в произведениях, адресованных юным читателям, глубокие социальные проблемы, раскрывал правду жизни в художественных образах. Более 130 сказок, рассказов и очерков написано им для детей, начиная с 80-х годов XIX в: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Аленушкины сказки» и др.

Сурова и прекрасна природа в изображении Мамина-Сибиряка. Она великолепно оттеняет мужественные характеры людей-тружеников: бурлаков, охотников, лесников.

Разные времена года описывает Мамин-Сибиряк: вьюжную зиму, наметавшую саженные сугробы («Зимовье на Студеной»), буйное зеленое лето, расцветившее тайгу морем красок («Приемыш»); холодную, сумрачную осень, затмившею непогодой проселочные дороги Урала («Темные люди»).

Сам окончивший духовную семинарию, Мамин-Сибиряк прекрасно знал темный быт и недобрые нравы этих учебных заведений. Вслед за Помяловским он рассказывает в своих очерках о беспросветном детстве учеников бурсы, «бурсаков» («Отрезанный ломоть», «История одного пильщика», «Казнь Фортунки», «Зеленые горы»). Он считает, что духовные семинарии изжили себя как учебные заведения, что их необходимо упразднить, так как они занимаются изуверским делом, калеча детей морально и физически.

Мамин-Сибиряк во многих рассказах описывает губительное влияние каторжного труда на детей и подростков Урала: «Под домной», «Слава богу», «Дедушкино золото», «Дорогой камень».

В рассказе «Под домной» показаны дети в возрасте от 10 до 14 лет, которые вынуждены заниматься изнурительной работой: крошить руду. Маленькие рудобойцы трудятся в любую погоду под открытым небом в течение двенадцати с половиной часов ежедневно.

Работе девятилетних детей в качестве «мальчиков на побегушках» посвящен рассказ «Слава богу». Им приходится не спать в ночную смену, а когда непреодолимая усталость сморит их, они засыпают на ходу, рискуя упасть в раскаленную печь или обжечься расплавленным металлом.

Так, одним из первых Мамин-Сибиряк ввел в русскую детскую литературу образы детей, заводских тружеников. Вместе с лучшими людьми России конца XIX—начала XX в. он сочувствовал и сострадал их тяжелому положению, боролся за его улучшение до последних дней жизни. Один из друзей писателя — С.И. Яковлев нарисовал выразительный портрет Дмитрия Наркисовича в старости.

«Вспоминая Д.Н. Мамина, сейчас же представляешь себе его красивую, крупную фигуру, ставшую к старости еще более могучей, с открытым лицом и чудными, немного задумчивыми глазами под тяжелыми, как он сам называл, «восточными» веками».

Он отметил «почти детское простодушие» писателя как одну из основных черт его характера. Наверно, именно эта черта помогла Мамину-Сибиряку наряду с реалистическими, обличительными рассказами о детях и для детей создавать произведения, насыщенные яркой фантазией, близкие к сказочному жанру, и непосредственно сказки.

Наиболее известен из числа произведений, близких к сказочному жанру, рассказ «Серая Шейка», впервые напечатанный в журнале «Детское чтение» в 1893 г. Его герои антропоморфизированы. Несколькими диалогами и авторскими ремарками к ним создает писатель характеры зверей и птиц.

Четко продумана структура рассказа. Он делится на четыре небольшие главки, каждая из которых имеет важное значение в единой композиции произведения. Первая часть — своего рода экспозиция, знакомящая с семьей Серой Шейки и готовящая к завязке событий. Вторая часть развивает события, психологически мотивирует то состояние, в котором находится Серая Шейка накануне отлета всех птиц на юг. Эпизоды третьей части постепенно подводят к кульминации, в них нарастает напряжение, полынья все больше замерзает, кажется, что Серая Шейка неизбежно станет жертвой хищной Лисы. Четвертая часть — кульминация и развязка. В ней появляется новое действующее лицо — человек, охотник Акинтич. Он-то и спасает Серую Шейку от Лисы в тот момент, когда гибель ее, казалось бы, предрешена.

Прекрасным образцом подлинной детской литературы являются «Аленушкины сказки», над которыми писатель работал с 1894 по 1897 г. Они печатались в журналах «Детское чтение» и «Всходы», много раз переиздавались при жизни Мамина-Сибиряка и хорошо известны в наши дни. В нашей стране сказки переведены на 26 языков народов России и переизданы в количестве более двух миллионов экземпляров.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Мамин слог». В многогранном и многожанровом творчестве Мамина-Сибиряка, выдающегося писателя конца XIX—начала XX в. отразилась сложная пора развития России.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
20
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12714