Писатели-"шестидесятники". Творчество Глеба Успенского
Если в критике с оглушительным успехом у читающей публики выступили продолжатели идейного дела В.Г. Белинского, призывавшие писателей к вскрытию общественных «язв», социальному обличению и произнесению «приговора» над российской действительностью, то в сфере прозы писатели-«шестидесятники» проявили себя как явные наследники натуральной школы 1840-х годов. Крупнейшие прозаики-«шестидесятники»— Глеб Иванович Успенский (1843 — 1902), его двоюродный брат Николай Васильевич Успенский (1837— 1889), Александр Иванович Левитов (1835— 1877), Николай Герасимович Помяловский (1835 — 1863), Василий Алексеевич Слепцов (1836— 1878), Федор Михайлович Решетников (1841 — 1871), Николай Гаврилович Чернышевский (1828— 1889) и др. Большинство из них подобно крупнейшим прозаикам 1850-х годов (И. А. Гончарову, И.С. Тургеневу, Л.Н. Толстому, А. Ф. Писемскому и др.) писали и романы и повести. Но они снова остро заинтересовались документальными жанрами, стали в изобилии сочинять очерки. Несомненно, что по ряду черт эти очерки отличались от «физиологий» натуральной школы, время было другое, в литературе сложилась мощная реалистическая традиция, не испытывавшая аллергии на беллетристический вымысел, владевшая приемами художественного обобщения и типизации изображаемого. Однако творческая преемственность писателей-«шестидесятников» от натуральной школы все же бросается в глаза. Творческий путь Глеба Ивановича Успенского, сына тульского чиновника, самого молодого и, пожалуй, самого яркого из писателей данной плеяды, начался именно в 1860-е годы. Для раннего периода работы Глеба Успенского, продолжавшегося все это десятилетие, характерен и показателен цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (год создания - 1866). Циклизация здесь настолько тесна, что очерки выглядят, по сути, как главы единой повести. Долгое время в центре повествования — сын отставного полицейского чиновника и кухарки Прохор Порфирыч. Отданный в детстве в ученики к токарному мастеру, он занялся затем изготовлением на продажу револьверов. Подробно описывается его прошлая жизнь, причем автор дает слово и самому персонажу, создавая длиннейший рассказ Прохора (от первого лица, с мастерской речевой стилизацией) о своих мытарствах в среде мастеровых. Неустанно напоминающий о своем "благородном" происхождении Прохор Порфирыч в дальнейшем проявляет себя однако жестоким хищником. Позже, когда он успешно выжил из ее лачуги некую старуху, помогавший ему в этом «приказный» не удержался и сказал: «Однако, извините меня, как вы молоды, и какая у вас в душе подлость!» (на что Прохор ему ответствовал: «Что делать! время не такое!..»). Повествование о дальнейших похождениях Прохора Порфирыча продолжается еще на протяжении нескольких десятков страниц, но затем автор вдруг «на время» оставляет ею и переходит к рассказу «о других растеряевских «замечательных» личностях» («медике» Хрипушине, семье Претерпеевых, Семене Ивановиче Толоконникове и др.). Впоследствии в разделе «Прогулка» повествование возвращается к Прохору. «Нравы Растеряевой улицы» имеют черты цельного произведения. Составляющие произведение разделы объединяются, несомненно, не только тем, что персонажи живут на некоей вымышленной улице, но также единством интонации (сочетанием публицистических тенденций с художественным вымыслом), общими принципами обрисовки образов, единством сюжета и т. п. Все это, повторяем, заметно отличает произведения Глеба Успенского и других писателей-«шестидесятников» от их предшественников — авторов натуральной школы 1840-х годов. В последующем творчестве Глеба Успенского еще более усиливается художественная стихия: беллетрист в нем все более теснит очеркиста (хотя умение и желание подробно живописать конкретную деталь, рисовать быт и нем сохранится и в дальнейшем). Черты повестей будут присущи циклам «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882). И там и там повествование организуется вокруг центрального персонажа — в первом случае это глава «хорошей крестьянской семьи» Иван Ермолаевич, во втором — крестьянин Иван Петров по прозвищу «Босых». Едва ли не самое знаменитое произведение Г. Успенского «Выпрямила» (1885) принято именовать «очерком», но это повествование о том, как Венера Милосская в Лувре духовно «выпрямила» сельского учителя Тяпушкина, — прежде всего, полноценная и высокоталантливая художественная проза в духе великих реалистов второй половины XIX в. (Тургенева, Достоевского, Л. Толстого). Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4939
| |