Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Обзор произведений Глеба Успенского

  • Статья
  • Еще по теме

Глеб Успенский — один из наиболее выдающихся представителей демократической русской литературы второй половины XIX в. — эмоционально и точно отразил важнейшие процессы российской действительности 60—80-х гг., идейные искания передовых людей.

Родился Глеб Успенский в Туле, в чиновничьей семье, учился в Петербургском и Московском университетах, но ни один не закончил из-за материальных затруднений. В 60-е гг. Глеб Успенский был близок русской революционной демократии, сотрудничал в «Современнике», в «Отечественных записках», был литературным соратником Н. Некрасова и М. Салтыкова-Щедрина, в 70-х гг. был связан с идейными исканиями революционного народничества, с Н. Михайловским, П. Лавровым, С. Степняком-Кравчинским, В. Фигнер. В 80-х гг. он испытал крах народнических иллюзий.

Проза Глеба Успенского развивалась в русле реалистических традиций «натуральной школы». И хотя свои произведения он называл не «романами», а «очерками», они, объединенные самим автором в циклы, создавали нерасторжимое единство в показе панорамы действительности. Их отличали глубина и широта отражения действительности, сила художественной типизации человеческих характеров и социальных явлений, присущие специфике романа.

С неизбывной болью, скорбными раздумьями писатель раскрывал общественные процессы, происходившие в пореформенной России, вступившей в капиталистическую эпоху, говорил о тех новых бедах и печалях, которые нес трудящимся «господин Купон»; в то же время Глеб Успенский писал о народе правду, без всяких прикрас, стремясь помочь ему стать лучше, осознать себя, свою силу.

Постоянные идейные искания, ощущение острейших противоречий действительности, невозможность найти верный путь к обретению гармонии в общественном устройстве и в человеческой личности стали для Успенского подлинно трагическими. Но для многих и многих читателей его произведения были школой жизни и, как подчеркивала «Искра», «расчищали путь к принятию нового революционного мировоззрения». В 70—80-х гг. Глеб Успенский был одним из любимых писателей, «властителем дум» демократической молодежи, которую привлекала чистота идей и помыслов писателя. «Совесть — вот тема всех произведений Глеба Успенского, — справедливо утверждал Л. Андреев. — ... Это коренная тема всей русской литературы».

Первое крупное произведение писателя — цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), объединенных единой мыслью, проблематикой, образами. Материал для этого цикла писатель собирал в Туле, а публиковать его начал в «Современнике».

В отдельных ярко и выразительно выписанных характерах, бытовых сценках писатель создает обобщенную типическую картину пореформенной действительности, жизни социальных низов. На страницах очерков возникают портреты ремесленников, мелких чиновников, лавочников, мещан. С болью и грустью пишет Глеб Успенский о тяжелой доле тружеников, о людях, искалеченных окружающей средой, с тупой покорностью принимающих униженность своего рабского существования, о пьянстве, ругани, нищете, горе растеряевцев. Гнев и ненависть вызывает у него растеряевская обывательско-мещанская мораль с ее «повсеместным душегубством» (по словам М. Горького), непререкаемой властью собственничества, постоянным страхом. Порождение этой морали — и ловкий делец-хищник Прохор Порфирыч, который цинично формулирует свой жизненный принцип — «подкараулил минутку — только пятачком помахивай», чтобы сесть другому на шею; и самодур-благодетель Семен Иванович Толоконников, садистски наслаждающийся мучениями зависящих от него людей, и шарлатан-«медик» военный писарь Иван Алексеич Хрипушин.

В тоне писателя, в соответствии с изображенными типами, появляется то мягкий, печальный юмор, то злой, ироничный сарказм.

Одно из важнейших произведений Глеба Успенского — состоящая из трех повестей трилогия «Разоренье» (1869—1871). Она, говорил писатель, «в сущности, та же "Растеряева улица", только в новых условиях жизни». Перед читателем предстают пореформенная Россия, заботы и затруднения, которые принесло народу «время "разоренья" старых порядков», капитализация страны.

Особо интересна первая повесть трилогии — «Наблюдения Михаила Ивановича», главный герой которой — рабочий-оружейник, бунтовщик, с присущим ему «прояснением ума». Он уже осознал социальную несправедливость - «прижимку» - и гневно поднимает против нее свой голос, защищает достоинство простого человека, униженного и оболваненного богачами. Этот образ был, по существу, открытием Глеба Успенского в литературе.

Повесть «Тише воды, ниже травы» написана в форме дневника интеллигента-разночинца Василия Петровича, который оказывается в провинциальной глуши. Большое место в повести занимают картины крестьянской жизни, раздумья повествователя об участи народа, остро критические оценки результатов реформ 60-х гг.

Широки хронологические рамки третьей повести — «Наблюдения одного лентяя». Она охватывает период от 30—40-х до 60—70-х гг. и отражает провинциальную жизнь той поры. В трилогии писатель сочувствует отсталым, забитым народным массам и в то же время верит в их силу и возможности.

Широчайшую известность приобрели циклы очерков Глеба Успенского «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882). С большой реалистической силой, с глубоким проникновением в душу крестьянина, с использованием убедительнейшего фактического материала в очерках создана картина жизни пореформенной деревни, с ее социальными противоречиями, массовым расслоением крестьянства, тяготами бедняков.

В очерках «Крестьянин и крестьянский труд» писатель воспевает поэзию земледельческого труда, на котором, по его убеждению, основана вся жизнь крестьянина. Внимательно исследует Глеб Успенский психологию вызвавшего его симпатию героя очерков — «истинного крестьянина» Ивана Ермолаевича, целиком, с увлечением погруженного в земледельческий труд. Однако Ивану Ермолаевичу присущи и острое чувство собственничества, индивидуализм, абсолютное отсутствие заинтересованности общими вопросами крестьянской жизни, и это с беспощадной правдой, с тоской и мукой показывает Успенский.

Трагическая история разорившегося крестьянина Ивана Босых — в центре очерков «Власть земли», в которых Глеб Успенский пытается силой «власти земли» объяснить сущность народной жизни. Но и в этих очерках показана деревня, подчиняющаяся не только власти земли, а и власти денег, а собственническая позиция героя очерков близка взглядам Ивана Ермолаевича.

Таким образом, эти очерки Глеба Успенского отвергали иллюзии народнического общинного социализма, звали к изучению реальных условий деревенской действительности.

В истории русской литературы огромна роль творчества Успенского — человека, трагически переживавшего горести трудового народа, сумевшего осознать вред позиции либерального народничества, быть в числе борцов против политической и идеологической реакции 80-х гг., ощутить страшную опасность власти капитала, бесчеловечность капиталистической эксплуатации. Творчество его получило высокую оценку А. Луначарского, В. Воровского, М. Салтыкова-Щедрина, И. Тургенева, В. Короленко, М. Горького, А. Серафимовича и др.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2722