Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Константин Ушинский: биография и педагогическая деятельность

  • Статья
  • Еще по теме

Удивительна и трагична биография К.Д. Ушинского (1824-1870) — глубоко образованного историка, юриста и философа, основоположника русской педагогики. Большинство его выступлений в литературе и почти каждый шаг и педагогике обычно разделял окружающих на два враждебных лагеря: почитателей и ярых критиков, требующих запрещения его книг как вредных и опасных для русского народа. Возможно, причина этого в том, что в каждом своем творении Константин Ушинский опережал время, да и со школьных лет отличался абсолютной прямотой.

Родина К.Д. Ушинского — г. Тула. Закончив в 16 лет Новгород-Северскую гимназию, демократический дух и природное окружение которой оказали на него немалое влияние, Константин Дмитриевич поступает на юридический факультет Московского университета. Уже в годы студенчества Ушинский проявляет интерес как к русской, так и к зарубежной литературе, изучает историю, географию, точные науки, пишет стихи.

Свое истинное призвание — педагогику Ушинский находит в Демидовском лицее в Ярославле, где работает в качестве исполняющего обязанности профессора с 1846 г. Взгляды и деятельность самого молодого преподавателя не встретили поддержки чиновников от просвещения, и в 1849 г. он был фактически отстранен от работы.

Почти 5 лет Константин Ушинский вне педагогической деятельности, но активно занимается литературным трудом: делает обзоры зарубежной печати, пишет рецензии для известных русских журналов «Современник», «Сын Отечества», «Библиотека для чтения» и др., подрабатывает переводами. Пока он не находит свою тему — педагогическую публицистику, в которой впоследствии ему не будет равных.

В 1854 г. Ушинский стал преподавателем словесности и законоведения, а вскоре занял должность инспектора Гатчинского сиротского института. Это период яркого проявления таланта Ушинского как организатора и реформатора, становления и утверждения его педагогических воззрений. В статье «О пользе педагогической литературы», написанной в эти годы, он называет педагогику наукой и искусством, требующей глубоких специальных знаний и особого таланта.

Одновременно с педагогической деятельностью Константин Ушинский продолжает сотрудничать в литературных журналах. Выбирая произведения художественной литературы для перевода, он предпочитает те, где затрагиваются вопросы воспитания («Тяжелые времена» Ч. Диккенса и др.) Глубоко осмысливая все основные «элементы школы», Ушинский обращает внимание на необходимость создания новых учебных книг для обучения. Замыслы будущего великого научного труда «Педагогическая антропология», а также учебных книг «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» рождались именно здесь, в Гатчине.

Работа Ушинского на этот раз замечена, и он назначается преподавателем и инспектором классов привилегированного закрытого учебного заведения — Смольного института благородных девиц в Петербурге.

Самое передовое в русской педагогике того времени и самое отсталое вступили в борьбу. После осуществления очень серьезных и, как впоследствии оказалось, уже необратимых преобразований в жизни института, потеряв много сил и здоровья в дискуссиях с оппонентами, не чуждавшихся тайных доносов, К.Д. Ушинский покидает Смольный институт. По свидетельству Е.Н. Водовозовой, личность и деятельность Ушинского произвела переворот в сознании воспитанниц.

Дальнейший период жизни великого педагога связан с длительными заграничными командировками, где он изучает постановку образования, с болезнями и лечением, но главное — с завершением работы над двумя из трех задуманных томов «Педагогической антропологии».

В середине 60-х годов Ушинский возвращается на родину, всецело отдает себя научной и литературной работе. В 1861 г. опубликован первый том «Педагогической антропологии». Одновременно он продолжает совершенствовать от издания к изданию свои учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинский умирает в 46 лет, так много сделав для народа и так многого не успев сделать...

Ушинскому Россия обязана становлением своей педагогической науки, созданием первоначального обучения и начальной школы, выдвижением проблемы подготовки учителя в ранг первостепенных общественных задач, становлением женского образования.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3621