Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Ставрогин в романе "Бесы" Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Ставрогин Николай Всеволодович — главный герой романа, вокруг него сконцентрировано все действие. Возможный прототип — Н. А. Спешнев, член кружка М. В. Петрашевского. Из предшествующих произведений Достоевского соотносим с образом Свидригайлова («Преступление и наказание»). В произведениях других русских писателей соотносим с Печориным («Герой нашего времени») и Долоховым («Война и мир»). Восходит к романтическим героям байронического типа с их демонизмом и пресыщенностью. Ставрогин необыкновенно красив, хотя красота его отталкивает.

Аристократ, образован, изящен и утончен, чрезвычайно хорошо одет, окружен таинственностью. Воспитателем Ставрогина был Степан Верховенский, который «...сумел дотронуться в сердце своего друга до глубочайших струн» и вызвать первое ощущение «вековечной, священной тоски». В юности был тих и застенчив. Учился в лицее, поступил на военную службу в один из самых видных гвардейских кавалерийских полков, бывал в высшем свете, потом неожиданно закутил, ходили слухи «о какой-то дикой разнузданности, о задавленных рысаками людях» и т. д. Бретер, дважды дрался на дуэли, был разжалован в солдаты, отличился, снова был произведен в офицеры, после чего вышел в отставку. Затем покинул высшее общество, проводил дни и ночи в трущобах Петербурга.

По возвращении в родной город Ставрогин совершает несколько поражающих всех поступков: хватает за нос пожилого и почтенного старшину клуба Гаганова, публично целует в губы жену чиновника Липутина, больно прикусывает зубами ухо губернатору. Правда, сразу после ареста у героя якобы открывается белая горячка и он почти два месяца лежит больной, но рассказчик повествует об этом с некоторым сомнением. Затем три года путешествует за границей.

Поступки героя непредсказуемы и необъяснимы. В сцене дома у Варвары Петровны Ставрогиной, где Николай Ставрогин впервые предстает читателю, он не отвечает на вопрос матери, правда ли Марья Тимофеевна Лебядкина его законная супруга, и Шатов бьет его по лицу. Бесстрашный «принц Гарри», как называют Ставрогина, сначала в гневе хватает его, но затем хладнокровно берет руки за спину. Во время дуэли с Гагановым он трижды стреляет в воздух. Другие персонажи пытаются его понять, строят разнообразные догадки и находятся под неотразимым обаянием его личности. Петр Верховенский видит в нем «Иван-царевича», будущего предводителя смуты, Шатов обличает его грехи — принадлежность к скотскому сладострастному обществу в Петербурге, развращение детей и пр., призывает добиться Бога мужицким трудом. С. спрашивает Кириллова: «Почему все ждут от меня чего-то, чего от других не ждут?» Все они отражают его идеи, которые он же в них и заронил (Шатов — православие, Кириллов — атеизм), являются как бы воплощенными проекциями его трагической личности, утратившей внутреннюю цельность и оторванной от народной почвы. Каждый при встрече с ним раскрывает свое самое сокровенное, и каждого он умеет понять.

Главное в Ставрогине — огромная внутренняя сила, которую он постоянно испытывает и которой не находит применения. Он жаждет, как и Кириллов, последней свободы человекобожества, он перешагивает по ту сторону добра и зла, когда все равно, но обретает лишь душевную опустошенность и омертвелость.

Одним из главных сюжетных узлов романа является тайна женитьбы Ставрогина, которую он открывает в разговоре с Лебядкиным: «Женился же я тогда на вашей сестре, когда захотел, после пьяного обеда, из-за пари на вино». При первой встрече с матерью Николай не решается публично объявить об этом, но затем пересиливает себя, хотя уже фактически дал согласие на убийство Лебядкина и полупомешанной Хромоножки, бросив деньги подосланному Петром Верховенским беглому Федьке Каторжному. Марья Тимофеевна, предчувствуя убийство, называет его самозванцем

Во сне Ставрогин видит беса, о котором рассказывает Даше Шатовой. Сниженным образом черта Достоевский опрокидывает романтический демонизм героя. Похожий черт появляется затем у другого сильного героя-идеолога Ивана Карамазова в романе «Братья Карамазовы».

В главе «У Тихона» Ставрогин признается старцу Тихону, что страдает галлюцинациями. Изъятие этой главы, которую редактор «Русского вестника» М. Н. Катков наотрез отказался печатать, и сокращение журнального текста ослабили тему борьбы между верой и неверием героя. В исповеди Тихону Ставрогин рассказывает о соблазнении им девочки Матреши, которая затем кончает с собой, и раскрывает свою тайну: «Я вам серьезно и нагло скажу: я верую в беса, верую канонически, в личного, не в аллегорию, и мне ничего не нужно ни от кого выпытывать, вот вам и все». В исповеди Николая выражена его потребность креста, потребность покаяния и мученичества. Тихон призывает героя к смирению и вере, к преодолению собственной гордости. Однако напоследок он вдруг предрекает ему, имея в виду, скорей всего, самоубийство героя, что Ставрогин, чтобы избежать всенародного покаяния, совершит новое, самое страшное свое преступление, и тот в бешенстве убегает из монастыря.

Ставрогин окружен тянущимися к нему женщинами, но, по сути, ничего не может им дать. Лиза Тушина после проведенной у него ночи понимает, что он не способен любить, хотя и просит ее уехать вместе с ним. Дарью Шатову он собирается «кликнуть», когда останется один и ему понадобится «сиделка». Оставшуюся жизнь Ставрогин намерен провести в мрачном кантоне Ури в Швейцарии, где купил домик. Однако он возвращается в свое имение Скворешники и вешается в мезонине собственного дома.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3338