Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Идея и натура Раскольникова; наказание героя

  • Статья
  • Еще по теме

Композиция «Преступления и наказания» асимметрична. Преступление совершается уже в первой части. Остальные посвящены жизни Раскольникова после того, как он «преступил». Такое строение свойственно многим произведениям детективного жанра, основную интригу которых составляет ход расследования. Эта сюжетная линия есть и в романе Достоевского. Но главный интерес содержится не в ней.

«Кто убил», знают или догадываются с самого начала почти все заинтересованные лица. Писателя интересует другое: почему убил и что будет с душой того, кто убил? В сжатом виде ответ на эти вопросы содержится уже в первой части романа: уже здесь показаны истоки теории Раскольникова, а нравственные мучения героя ещё до преступления предопределяют его будущее. В оставшихся пяти частях оба вопроса исследуются более пристально и глубоко. В исследовании причин преступления автор добирается до самых истоков. В последних главах Раскольников видит напечатанной свою статью, ту самую, в которой высказалась впервые его идея, он снова вспоминает об умершей невесте, с которой «много переговорил об этом», наконец, уже в эпилоге видит он сон, в котором истоки его нравственной болезни объясняются общей для человечества эпидемией недозрелых идей. В изображении нравственных последствий преступления писатель добивается необыкновенной глубины и убедительности.

Болезненное состояние убийцы в момент и после преступления было предсказано Раскольниковым ещё в его статье. Он не угадал только силы и степени этой болезни. Но главным последствием становится не болезнь, а чувство отчуждённости от людей, невыносимое одиночество, обрушившееся на Раскольникова. Обратите внимание на пропасть, возникшую между героем и окружающими его людьми, особенно заметную в отношениях с близкими. (Первый визит к Разумихину — часть 2, глава 2, встреча с матерью и сестрой — часть 2, глава 7; часть 3, главы 1, 3.)

Здесь же мы находим сцены, в которых показано стремление Раскольникова хоть на миг прикоснуться к людям. (Сцена уличного пения — часть 2, глава 6, разговор с Заметовым, встреча с Мармеладовыми — часть 2, глава 7 и др.)

Можно сосредоточить внимание на одном фрагменте части 2, главы 2 со слов: «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться... Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски...» до слов: «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз...»

Как действует на Раскольникова великолепная панорама Петербурга? Каков символический смысл жеста Раскольникова, выбросившего в воду поданную ему милостыню?

Вид Петербурга, всегда казавшийся Раскольникову холодным, теперь укрепляет преступника в его гордыне. Незримо присутствующий в пейзаже образ Петра I — одного из великих свершителей и кровопроливцев словно берёт под опеку своего последователя. Но от этого сердце героя наполняется холодом пустоты. Выбрасывая монетку, Раскольников отвергает сострадание людей, не хочет признать себя одним из них, готовится к борьбе за статус «право имеющего». И в ответ на гордыню рассудка кричит нечеловеческими голосами его загнанная в адские бездны душа. Достоевский показывает, что самым страшным наказанием героя становится нестерпимая душевная мука, много раз приводящая Раскольникова на грань самоубийства.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11485