Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Соня в романе "Преступление и наказание": образ героини

  • Статья
  • Еще по теме

С точки зрения функциональной роли в романе Соню и Лизавету разделить нельзя. Это один человек в двух лицах. Когда Раскольников признается Соне в содеянном двойном убийстве, ее поражает ужас, но она не спасается бегством от убийцы, который находится перед ее глазами. Не упрекает она Раскольникова и в том, что он убил ее подругу. Вместо этого она дает ему свой кипарисовый крестик. Сама же она собирается надеть медный — тот, который подарила ей Лизавета.

Как известно, подарить нательный крест — это стать братьями во Христе. Мышкин и Рогожин в «Идиоте» тоже меняются крестами и становятся «братьями».

Старьевщица Лизавета и проститутка Соня были такими сестрами во Христе. Они принесли обет взаимной верности. Теперь же Соня и убийца ее «сестры» тоже связаны крестом и клятвой. И Соня выступает в романе как спасительница Раскольникова.

Следуя задаче, поставленной писателем — направить Раскольникова к возрождению — Лизавета приносит себя в жертву. Ее слова о том, что не бывает радости без страдания — это прямое обращение к Раскольникову, который находится в плену «мертвой жизни». Ее сестра во Христе Соня надевает крест, который принадлежал Лизавете, и отправляется вместе с Раскольниковым в ссылку.

Соня — это, конечно, главная героиня романа, но она не предпринимает каких-то действий, которые бы обращали на себя внимание читателя. Это потому, что она выступает в качестве исполнительницы воли своей старшей сестры — Лизаветы. Ее роль состоит в том, чтобы сопровождать Раскольникова, который должен пройти через чистилище. Еще одна особенность «прощения» Лизаветы и Сони заключена в том, что это прощение безответных жертв.

Честная Лизавета, которую людям не в чем упрекнуть, ко всему относится с прямодушием — даже когда топор занесен над ней, она и не думает убежать — настолько она безответна. Она — жертва и прощение в одном лице. Сильные мира сего не могут пропустить слабого и выискивают себе жертву. Что до человека «хорошего», то он не исходит из предпосылки, что люди являются его врагами, у него отсутствует комплекс агрессивности, он похож на ребенка — такова «слабая» женщина — проститутка Соня в романе «Преступление и наказание». Даже когда ей действительно плохо, она спешит простить врага. Вот такого всепрощающего человека, который с обывательской точки зрения — чистое недоразумение, представляет читателю Достоевский.

Соне уготована в романе совершенно определенная функция, а потому ее характер как бы остается в тени этой функции. Достоевский задумывал Соню как «спасительницу», и потому в ее образе не хватает «телесности». Ее можно рассматривать как своего рода «ангела». Но в то же самое время все-таки нельзя сказать, что Соня совсем оторвана от земли и лишена человеческой мудрости и человеческих чувств.

Соне восемнадцать лет, она — старшая дочь уволенного со службы спившегося чиновника, она худа, обладает хрупким телосложением и похожа на девочку. У Катерины Ивановны, на которой Мармеладов женат вторым браком, есть трое маленьких детей, о которых Соня трогательно заботится. И дети отвечают ей любовью.

Героиня отдает себе полный отчет в том, что ее отец уже не в состоянии работать и превратился в никчемное существо. Он на все наплевал, и изменить его уже невозможно. Катерина Ивановна больна чахоткой, так что в семье нет ни одного работника. Сониным брату и сестрам некому принести куска хлеба. Поэтому она дает Катерине Ивановне уговорить себя, получает в полиции «желтый билет» и отправляется за клиентами на улицы ночного города. Она считает, что если кто-то должен быть принесен в жертву, то пускай это будет она сама.

Катерина Ивановна часто говорит о мучениях, вызванных нищетой, но Соня предпочитает об этом молчать. Вместо этого она молчаливо и решительно тащит предназначенный ей груз — именно такой остается восемнадцатилетняя Соня в нашей памяти.

Соня в романе «Преступление и наказание» — девушка малообразованная, но, тем не менее, она такова, что безошибочно ухватывает суть дела. Когда Раскольников начинает приводить свои путаные аргументы в пользу совершенного им убийства, она чуть слышно говорит ему: «Вы лучше говорите мне прямо... без примеров». Она чувствует, что логика Раскольникова не ясна до конца и ему самому и является ложью.

Соня попадается в ловушку Лужина, и ее в присутствии жителей квартиры начинают подозревать в краже у Лужина ста рублей. Когда же, благодаря свидетельствам Лебезятникова и Раскольникова выясняется, что это не так, и все присутствующие начинают поносить Лужина, Соня просто молча уходит. Она знает, что любой человек может безнаказанно унизить ее. В отличие от Настасьи Филипповны из «Идиота», Соня в романе «Преступление и наказание» совершенно не склонна делать из своих унижений мировую трагедию. «Типичный» герой Достоевского представляет собой сочетание болезненной гордости и такой же униженности, но Соня не такова, и в этом отношении ее образ не типичен для творчества Достоевского.

Однако когда Раскольников самонадеянно говорит Соне, что будущее ее беспросветно, что она выбьется из сил и умрет в мрачном и мокром подземелье и что ее младшей сестренке придется зарабатывать на жизнь тем же самым унизительным способом, она истерически плачет. Соня в романе «Преступление и наказание» избавлена от дилеммы гипертрофированной гордости и униженности, но удары судьбы оставляют в ее сердце глубокую рану.

Достоевский говорит нам о неприемлемости ситуации, при которой молоденькая девушка из городских низов обречена на жизнь, лишенную помощи и возможности образования. Для Сони же, которая ведет именно такую многотрудную и многострадальную жизнь, вера в Бога является единственным выходом.

Когда Раскольников просит ее почитать вслух евангельские строки о воскрешении Лазаря, она постепенно как бы забывает о своем слушателе, ее глаза блестят, религиозное чувство наполняет всю ее, она испытывает душевный подъем. Она, которая всегда прячет свое лицо от людских глаз, преображается и выглядит совершенно другим человеком. В ней ясно видна сила, поддерживающая ее. Она свято верит в пришествие совершенно другого мира, с открытой душой она ожидает его. В глазах образованного молодого человека — Раскольникова — это выглядит словно помешательство. Соня говорила Раскольникову, что они с Лизаветой вместе читали Писание и говорили о Боге, и, без всякого сомнения, эти две «юродивые», усевшись рядом в той же самой комнате, говорили о божественном мире и обретали уверенность в том, что в этом божественном мире обретут радость, несмотря на нынешние страдания. У Сони достаточно сил, чтобы представить себе это. И Раскольников пасует перед Сониной силой.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8876