Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Анализ романа "Преступление и наказание" (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Ведущие вопросы романа

2. Характеристика романа

3. Позиция автора в романе

4. Художественное своеобразие романа

1. Ведущие вопросы романа

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" впервые был опубликован в 1866 г. в журнале "Русский вестник" и является одним из величайших творений русского классика. В романе автор поднимает множество социальных, этических и философских проблем, что делает это произведение поистине великим, охватывающим различные сферы жизни, мысли и реальности. Можно выделить следующие поднятые Достоевским в романе проблемы и темы:

      право человека на бунт против существующего порядка и жизненного уклада и коренное изменение этого уклада;

      нигилизм, его сущность и трагедия;

      социально-этическая проблема нравственного перевоспитания личности;

      тема страдания;

      пути достижения счастья и выбор этих путей человеком;

      нравственная сторона выбора человека;

      ценность и значимость человеческой жизни;

      тема нищеты и ее последствий для личности;

      проблема денег и своевластия;

      порочность стремления к власти через освещение темы наполеонизма;

      отношения личности и общества;

      эгоизм и альтруизм;

      преступление и возможные формы нравственного, человеческого и общественного наказания;

      судебная реформа и тип следственной практики в России того времени.

2. Характеристика романа

Роман "Преступление и наказание" можно охарактеризовать следующим образом:

      своеобразие конфликта, которое проявляется в столкновении центрального героя — Родиона Раскольникова не с антагонистическими персонажами, а с реальностью;

      своеобразие в построении системы характеров романа, и это своеобразие заключается в следующем:

•        Раскольников является центральным героем моноцентрического произведения, и все другие характеры соотнесены с ним;

•        главный герой обусловливает значимость и идейно-эстетическую нагрузку образов;

      обилие сокращенных и зашифрованных названий географических мест, которое обусловлено стремлением автора дать типическую, а не индивидуальную картину реальности;

      использование облика Петербурга как метафорического средства изображения тяжести той реальности, в которой живет Раскольников (например, глухие переулки и тупики, символизирующие тупиковые, безвыходные жизненные ситуации, и т. п.);

      полное описание Петербурга, в котором усматривается психологизм, анализ ситуации и реальности, осуществляется характеристика и оценка реальности;

      использование образов и характеров романа для усиления драматизма через органическое сплетение образов с реальностью петербургской жизни (тяжелая жизнь семьи Мармеладовых);

      раскрытие образа и характера главного героя — Раскольникова через использование автором таких средств, как рассказ о прошлом, внешний и внутренний портрет, интерьер жилища, внутренняя речь, повествование о долгих скитаниях, раскрытие его теории, изображение преступления, противопоставление героя другим персонажам, изображение сцены наказания, раскаяние и возрождение, а также информирование читателя о дальнейшей судьбе героя;

      рассмотрение автором причин совершенного Раскольниковым преступления и выдвижение следующих его мотивов:

•        сострадание к близким людям (мать, сестра) и к людям вообще;

•        стремление помочь своим близким;

•        стремление получить богатство, но не для себя (так как в итоге он им не воспользовался);

•        желание протеста против мира зл и несправедливости, олицетворением которого является старуха-процентщица;

•        стремление решить этическую проблему — можно ли прийти к счастью через нарушение законов;

•        проверка разработанной теории, оправдывающей преодоление зла;

      отражение в теории Раскольникова многих черт политической жизни страны в то время, среди которых можно выделить:

•        русский нигилизм;

•        идеи о "целях, оправдывающих средства", "сильной личности", которые были популярны в обществе и позднее развивались у народников;

•        европейские идеи Т. Моммзена, М. Штирнера, книга Наполеона III и др., которые поднимали вопрос о праве выдающихся, "необыкновенных" личностей вершить суд;

      рассмотрение автором вопроса наказания, который подразделяется:

•        на внутреннее — выражено в романе уже с самого начала через внутреннюю борьбу и нравственные сомнения Раскольникова;

•        внешнее - через Порфирия Петровича как представителя власти.

3. Позиция автора в романе

В романе "Преступление и наказание" четко прослеживается позиция самого Достоевского по отношению к поднимаемым вопросам. Позиция автора сводится к следующему:

      отказ Раскольникову в праве на преступление;

      опровержение теории Раскольникова с помощью указания на ее неполность, так как в ней нет ответа на такие вопросы, как: что делать с сотнями тысяч таких же, как старуха, как использовать на благо обездоленных полученные деньги, к какой категории "высших" или "низших" отнесены мать и сестра героя и Соня, а также на то, что реализованные намерения не принесли облегчения Раскольникову ни в физическом, ни в моральном плане;

      вскрытие бесчеловечности такого бунта, так как в результате пострадали и невинные люди, т. е. те самые обездоленные, ради которых Раскольников совершал свое преступление (Лизавета, которая также была убита, и другие герои);

      проведение мысли о том, что ни одно убийство не может быть оправдано, какой бы цели оно ни служило.

4. Художественное своеобразие романа

Художественное своеобразие романа "Преступление и наказание" заключается в следующем:

      стройность композиции, которая имеет следующие особенности:

•        завязывание всех событий и наметка отношений между героями уже в первой части;

•        убийство процентщицы (также в начале романа) как главное событие, вокруг которого концентрируются все художественные замыслы автора и теоретические построения героя;

•        построение композиции на чередовании драматических событий (смерть Мармеладова, безумие Катерины Ивановны, уход Сони, убийство старухи и ее сестры и т. д.);

•        предэпилог, подтверждающий оригинальность композиции и повествующий о счастливой судьбе некоторых героев романа;

•        эпилог, призванный к разрешению нравственных и трагических задач и приведению героя к покаянию и нравственному возрождению;

      драматизм и напряженность повествования;

      своеобразие сюжета, которое выражается в следующем:

•        динамичность сюжетного развития;

•        разбитие на пять основных частей: подготовка к преступлению, само преступление, наказание, покаяние и возрождение героя;

      значимость диалога, в котором выражается следующее:

•        стремление героев раскрыть себя, утвердиться, выявить свою волю;

•        столкновение идей и систем мышления;

      особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их субъективную натуру;

      своеобразие художественного метода, который выражается в следующем:

•        использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни);

•        приемы фантастического (сны Раскольникова);

•        отказ от сентиментальности;

•        глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев;

•        выразительность портретных зарисовок;

      жанровое своеобразие, которое выражено в следующем:

•        черты социально-психологического романа;

•        идеологический, философский роман-трагедия.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9126