Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Анализ романа "Идиот" Достоевского (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. История создания и замысел произведения

2. Характеристика романа "Идиот"

3. Художественные особенности романа

1. История создания и замысел произведения

Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" создавался автором во время четырехлетнего пребывания за границей, где у него возник и сформировался замысел нового романа. Роман "Идиот" имеет следующую историю создания и замысел:

      наблюдения, полученные за границей, подняли в душе автора вопрос о способах ухода от той мрачной действительности, в которой находилось все общество России тогдашнего времени: царствование продажности, коммерческой суеты, мещанства, обесценивание духовных начал и идеалов;

      обстановка в российском обществе после реформ 60-х гг. укрепляла автора в вопросе о поиске путей решения сложившейся ситуации и той личности, которая могла бы пробудить в человеке его лучшие качества — добро, сострадание, любовь — и вывести из такого тяжелого морального и нравственного застоя;

      появляется идея изобразить прекрасного во всех отношениях человека, который, являясь носителем добра и любви, станет спасителем отдельного человека и всего человечества, и поэтому центральный герой романа "Идиот" является антиподом Раскольникова;

      в замысле автора показать, что не разумное начало и не решительные акции, революции и т. п. спасут человечество, а только доброта, красота, самопожертвование, любовь и сострадание могут сделать это.

2. Характеристика романа "Идиот"

Роман "Идиот" можно охарактеризовать следующим образом:

      название романа имеет несколько значений, что умело используется автором, и среди этих значений можно выделить следующие:

•        бранное, которое означает, что к герою, обладающему высоким интеллектуальным уровнем развития, другие персонажи относятся с опаской, считая его не таким, как они, чужим, и сами ощущают условность такого словоупотребления;

•        народное, и в этом случае оно соотносится с такими словами, как "убогий", "божий человек" и т. п.;

•        указывающее на болезнь главного героя князя Мышкина, который страдал нервным расстройством - эпилепсией;

•        шутовское, основанное на использовании этого слова в эпоху Возрождения XVII в. по отношению к шутам, которые могли быть глупыми, а могли и иметь острый ум;

•        применяемое в средние века для названия человека, у которого было немного знаний, но он обладал душевной мудростью;

      место и время действия романа имеют следующие характеристики:

•        герой приезжает в Россию из Швейцарии, где долгое время был на лечении, и здесь сталкивается с хаосом российской действительности;

•        время действия охватывает около семи месяцев (ноябрь 1867 — лето 1868 гг.), что соответствует времени написания романа, поэтому в нем очень ярко и реалистично отражена русская жизнь того времени и ее кризис, что делает роман необычайно ценным и исторически-конкретным;

      в романе мастерски показано петербургское общество того времени, изображение которого можно охарактеризовать следующим образом:

•        развивает традиции "Петербургских повестей" Н.В. Гоголя;

•        ряд персонажей Гоголя воплотились в героях романа;

•        в качестве инструмента изображения выступает психологический мир различных характеров романа, социальные отношения и семейные связи, описанные в романе;

•        изображаются два генеральских семейства — Епанчины и Иволгины, на примере отношений которых и раскрываются реалии жизни петербургского общества;

      главный герой романа — князь Мышкин — имеет следующих прототипов:

•        сам автор, и это выражается в следующем:

-        схожесть нервного недуга — эпилепсии;

-        способность к озарению;

-        схожесть пережитых жизненных потрясений (казнь человека);

•        Иисус Христос, что выражается в соотнесении Мышкина с идеальным образом человека любящего, сострадающего, смиренного и т. п. и наделении его такими же качествами;

      в образе главного героя отражены лучшие традиции мировой литературы, которые выражаются в следующем:

•        связь с "естественными" идеями Ж. -Ж. Руссо;

•        параллель с "рыцарем печального образа" Дон Кихотом Сервантеса, которая прослеживается в преобладании у обоих героев таких черт и особенностей, как обаяние, наивность, стремление к поиску добра и зла в людях, некоторая комичность в реальном мире и т. п.;

•        соотнесение с пушкинским образом бедного рыцаря из баллады 1826 г., которая используется Достоевским в романе;

•        отклик на статью И.С. Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот";

      женские образы в романе; особенно важен образ Настасьи Филипповны, который имеет богатую предысторию и может быть охарактеризован так:

•        он связан с реальными прототипами;

•        тесно связан с темой красоты, причем не только и не столько внешней, сколько внутренней, которая утверждается автором как единственное средство спасения мира;

•        является и жертвой и преступницей, выступает как антипод и в то же время как двойник Мышкина;

•        через него выражается обвинение и осуждение автором современного общества.

3. Художественные особенности романа

Роман "Идиот" отмечен ярким художественным своеобразием:

      особенности сюжета:

•        быстрая сменяемость сцен и эпизодов, образующих завязку, в начале романа;

•        постепенное снижение темпа повествования;

•        предельная концентрированность в изложении событий полугодичной длительности, что обеспечивает определенный темпоритм первой части;

•        замедленность изложения во второй и третьей частях;

•        соединение двух сюжетных линий Мышкин — Аглая и Рогожин — Настасья Филипповна в одно целое, в "любовный четырехугольник";

•        динамика событий в четвертой части, которая, не повторяя темпа первой, симметрична ей по характеру;

•        распутывание всех сюжетных линий в финале через трагическую развязку;

•        завершение повествования о судьбе героев в заключении, которое становится постпозицией;

      особенности композиции:

•        несколько значимых узловых сцен в каждой из частей романа;

•        множество вставных эпизодов, которые иногда делятся на несколько новелл, объединенных общим рассказчиком;

•        отдельные новеллы, которые не связаны непосредственно с сюжетом;

      художественный стиль автора выражается в следующем:

•        сплав трагического с комическим, и последнее выражается в "шутовских" образах отцов семейств;

•        реалистическая символика, щедро используемая автором, например сцена сжигания денег, вырастающая в символ душевной красоты Настасьи Филипповны;

•        вкрапления из классических текстов Библии, Евангелия, Пушкина, Гоголя и Тургенева, что служит приметой авторского стиля Достоевского;

      художественный метод определяется как фантастический реализм, что проявляется в наличии в тексте множества гипотез, проявлении рока, предположений, ассоциаций;

      жанр романа определяется следующим образом:

•        роман-трагедия;

•        философский;

•        психологический;

•        уголовно-криминальный;

•        публицистический и полемический.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8452