Анализ романа "Идиот" Достоевского (конспект лекции)
1. История создания и замысел произведения 2. Характеристика романа "Идиот" 3. Художественные особенности романа 1. История создания и замысел произведенияРоман Ф.М. Достоевского "Идиот" создавался автором во время четырехлетнего пребывания за границей, где у него возник и сформировался замысел нового романа. Роман "Идиот" имеет следующую историю создания и замысел: ✓ наблюдения, полученные за границей, подняли в душе автора вопрос о способах ухода от той мрачной действительности, в которой находилось все общество России тогдашнего времени: царствование продажности, коммерческой суеты, мещанства, обесценивание духовных начал и идеалов; ✓ обстановка в российском обществе после реформ 60-х гг. укрепляла автора в вопросе о поиске путей решения сложившейся ситуации и той личности, которая могла бы пробудить в человеке его лучшие качества — добро, сострадание, любовь — и вывести из такого тяжелого морального и нравственного застоя; ✓ появляется идея изобразить прекрасного во всех отношениях человека, который, являясь носителем добра и любви, станет спасителем отдельного человека и всего человечества, и поэтому центральный герой романа "Идиот" является антиподом Раскольникова; ✓ в замысле автора показать, что не разумное начало и не решительные акции, революции и т. п. спасут человечество, а только доброта, красота, самопожертвование, любовь и сострадание могут сделать это. 2. Характеристика романа "Идиот"Роман "Идиот" можно охарактеризовать следующим образом: ✓ название романа имеет несколько значений, что умело используется автором, и среди этих значений можно выделить следующие: • бранное, которое означает, что к герою, обладающему высоким интеллектуальным уровнем развития, другие персонажи относятся с опаской, считая его не таким, как они, чужим, и сами ощущают условность такого словоупотребления; • народное, и в этом случае оно соотносится с такими словами, как "убогий", "божий человек" и т. п.; • указывающее на болезнь главного героя князя Мышкина, который страдал нервным расстройством - эпилепсией; • шутовское, основанное на использовании этого слова в эпоху Возрождения XVII в. по отношению к шутам, которые могли быть глупыми, а могли и иметь острый ум; • применяемое в средние века для названия человека, у которого было немного знаний, но он обладал душевной мудростью; ✓ место и время действия романа имеют следующие характеристики: • герой приезжает в Россию из Швейцарии, где долгое время был на лечении, и здесь сталкивается с хаосом российской действительности; • время действия охватывает около семи месяцев (ноябрь 1867 — лето 1868 гг.), что соответствует времени написания романа, поэтому в нем очень ярко и реалистично отражена русская жизнь того времени и ее кризис, что делает роман необычайно ценным и исторически-конкретным; ✓ в романе мастерски показано петербургское общество того времени, изображение которого можно охарактеризовать следующим образом: • развивает традиции "Петербургских повестей" Н.В. Гоголя; • ряд персонажей Гоголя воплотились в героях романа; • в качестве инструмента изображения выступает психологический мир различных характеров романа, социальные отношения и семейные связи, описанные в романе; • изображаются два генеральских семейства — Епанчины и Иволгины, на примере отношений которых и раскрываются реалии жизни петербургского общества; ✓ главный герой романа — князь Мышкин — имеет следующих прототипов: • сам автор, и это выражается в следующем: - схожесть нервного недуга — эпилепсии; - способность к озарению; - схожесть пережитых жизненных потрясений (казнь человека); • Иисус Христос, что выражается в соотнесении Мышкина с идеальным образом человека любящего, сострадающего, смиренного и т. п. и наделении его такими же качествами; ✓ в образе главного героя отражены лучшие традиции мировой литературы, которые выражаются в следующем: • связь с "естественными" идеями Ж. -Ж. Руссо; • параллель с "рыцарем печального образа" Дон Кихотом Сервантеса, которая прослеживается в преобладании у обоих героев таких черт и особенностей, как обаяние, наивность, стремление к поиску добра и зла в людях, некоторая комичность в реальном мире и т. п.; • соотнесение с пушкинским образом бедного рыцаря из баллады 1826 г., которая используется Достоевским в романе; • отклик на статью И.С. Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот"; ✓ женские образы в романе; особенно важен образ Настасьи Филипповны, который имеет богатую предысторию и может быть охарактеризован так: • он связан с реальными прототипами; • тесно связан с темой красоты, причем не только и не столько внешней, сколько внутренней, которая утверждается автором как единственное средство спасения мира; • является и жертвой и преступницей, выступает как антипод и в то же время как двойник Мышкина; • через него выражается обвинение и осуждение автором современного общества. 3. Художественные особенности романаРоман "Идиот" отмечен ярким художественным своеобразием: ✓ особенности сюжета: • быстрая сменяемость сцен и эпизодов, образующих завязку, в начале романа; • постепенное снижение темпа повествования; • предельная концентрированность в изложении событий полугодичной длительности, что обеспечивает определенный темпоритм первой части; • замедленность изложения во второй и третьей частях; • соединение двух сюжетных линий Мышкин — Аглая и Рогожин — Настасья Филипповна в одно целое, в "любовный четырехугольник"; • динамика событий в четвертой части, которая, не повторяя темпа первой, симметрична ей по характеру; • распутывание всех сюжетных линий в финале через трагическую развязку; • завершение повествования о судьбе героев в заключении, которое становится постпозицией; ✓ особенности композиции: • несколько значимых узловых сцен в каждой из частей романа; • множество вставных эпизодов, которые иногда делятся на несколько новелл, объединенных общим рассказчиком; • отдельные новеллы, которые не связаны непосредственно с сюжетом; ✓ художественный стиль автора выражается в следующем: • сплав трагического с комическим, и последнее выражается в "шутовских" образах отцов семейств; • реалистическая символика, щедро используемая автором, например сцена сжигания денег, вырастающая в символ душевной красоты Настасьи Филипповны; • вкрапления из классических текстов Библии, Евангелия, Пушкина, Гоголя и Тургенева, что служит приметой авторского стиля Достоевского; ✓ художественный метод определяется как фантастический реализм, что проявляется в наличии в тексте множества гипотез, проявлении рока, предположений, ассоциаций; ✓ жанр романа определяется следующим образом: • роман-трагедия; • философский; • психологический; • уголовно-криминальный; • публицистический и полемический. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8452
| |