Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Образ князя Мышкина из романа "Идиот" Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Создавая роман «Идиот», автор поставил перед собой труднейшую задачу: не только создать образ «положительно прекрасного человека», «князя-Христа», но и посмотреть, что произойдет с ним в обществе.

Роман начинается с возвращения князя Льва Николаевича Мышкина в Петербург из Швейцарии, где он в течение многих лет лечился в клинике Шнейдера. Лечебница оказалась своеобразным изолятором от мирского зла, там сформировалась его чистая и нежная душа, поэтому и остался «совершенным ребенком, то есть совсем ребенком». Он скромен, искренен, чуток и открыт. В создании этого образа Достоевский прямо опирался на культурную традицию, и в первую очередь на Сервантеса.

Россия, куда так стремится князь, куда едет, чтобы понять, «как тоскуют и зачем тоскуют люди», окрестила его идиотом. Однако само слово «идиот», давшее название роману, которым то и дело называют героя романа другие персонажи, кроме бытового своего употребления, имело еще и другое значение, синонимичное словам «кроткий», «убогий», «юродивый», т. е. по существу «Божий человек». Мышкин несет в себе идею единения, он способен «простить и принять прощение», свою миссию он понимает как миссию спасения и воскресения человека. Но все ли можно понять и простить? Эти мучительные вопросы, которые поставит в романе Достоевский, над их разрешением заставит биться и страдать своих героев. Встречаясь с людьми, князь покорит их своей непринужденностью, простотой, добротой и любовью. Казалось, следуй этим простым и очевидным истинам — и не будет почвы для вражды, ненависти, жадности, нестерпимых мук оскорбленной гордости. Любовь князя сначала примет, а потом отвергнет Настасья Филипповна. Почему? А что такое вообще человеческая любовь? Любовь спасает или заставляет еще больше страдать человека? Почему так близки любовь и ненависть? Вновь вопросы, которые должны решить герои, и решить не «умственно», а «практически». А философии «князя-Христа» предстоит выдержать испытание жизнью.

«...Кроме героя есть и героиня». Так пишет Достоевский одному из своих корреспондентов. Появление образа Настасьи Филипповны вполне оправдано в художественном мире романа. Нравственная красота человека, по мысли писателя, должна соотноситься с красотой земной. И ее присутствие на земле призвано не только спасти мир, но и оттенить зло этого мира, ибо он способен погубить красоту. Пример тому — судьба Настасьи Филипповны, к которой главный герой проникается любовью и жалостью: «Вы столько страдали и из этого ада чистая вышли». Князь увидел в героине самое сокровенное, и Настасья Филипповна тоже оценила Мышкина: «Первый раз человека вижу». Оценила, но в конечном счете отвергла героя: князь такой невинный человек, что она не может и не хочет омрачать его жизнь.

В жизни князя появляется еще одна женщина — Аглая Епанчина. Один из героев недоумевает: «Ха! Как это любить двух? Двумя разными любвями какими-нибудь? Это интересно... Бедный идиот!» Но, как это ни парадоксально, он действительно не только любит обеих, но и сострадает обеим, потому что обе жертвы и мученицы. Однако мучения их разные: у Настасьи Филипповны от горячего смятенного сердца, а у Аглаи Епанчиной — от ума.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4086