Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Аглая Епанчина в романе "Идиот": образ героини

  • Статья
  • Еще по теме

Аглая Епанчина в романе «Идиот» — младшая дочь, она характеризуется несравненной красотой, а ее будущее видится домашним как воплощение «земного рая». Ее отец, генерал Епанчин, — успешный предприниматель, его дом богат. Все домашние обожают красавицу Аглаю, холят ее. Поэтому в ней видны как черты хорошо воспитанной барышни, так и избалованность, желание устроить все в соответствии со своими своенравными желаниями.

Аглая уже вступила в такой возраст, когда ей хочется кого-нибудь полюбить, но она подсознательно считает себя человеком, превосходящим свое окружение, а потому не может удовлетвориться «обычным» женихом. При этом она вовсе не стремится к браку с человеком, занимающим в обществе высокое положение. Скорее наоборот. Достоевский сообщает нам, что ее мечта — с радостью поселиться на чердаке с каким-нибудь никому не известным студентом.

Аглая («Идиот») воспитывалась в благополучной семье и приобрела жажду к знаниям, она хочет трудиться на благо общества, тайно от родителей она читает книги прогрессивных мыслителей, а потому она презирает брак по расчету, считая такое здравомыслие вещью презренной. Аглая преклоняется перед героизмом, ей хочется выбраться из болота своей жизни аристократки средней руки.

Понятно, почему с такими вот настроениями ее привлекает Мышкин, нежданно-негаданно появившийся на ее горизонте. То, что Мышкин выламывается из общего ряда, служит для нее свидетельством того, что он — человек настоящий. Мышкину все равно, где и с кем он имеет дело, он ведет себя со всяким по-дружески, он — «демократ», что сообщает ему обольстительную свежесть в глазах Аглаи. Окружение почитает Мышкина за «идиота», но Аглая полагает, что именно он обладает настоящей чистотой, непричастной к привычной расчетливости этого мира. Он беден, но именно он — без всякого на то своего желания — воплощает в себе «идеал». Елизавета Прокофьевна, мать Аглаи, так же, как и Мария Александровна («Дядюшкин сон»), говорит: ее дочь незрела в чувствах, ее ум движется от одной крайности к другой. Мышкин не знает правил этой жизни, он — «младенец», но именно это и пробуждает в девушке материнский инстинкт и заставляет ее полюбить Мышкина.

Аглаю избаловали в семье, она хочет стать «новой женщиной», эдаким «синим чулком». Она мечтает о том, чтобы убежать из дому с бедным студентом, она ненавидит балы, она боготворит справедливость и «настоящий» ум, она хочет сама осуществить выбор жениха, быть полезной для общества, обрести самостоятельность и смелость... Все это — символы «новой женщины».

В Аглае («Идиот») отражается подъем свободолюбивых настроений, быстро крепнущего движения за раскрепощение женщины — явления, набиравшего силу в 60-х годах после отмены крепостного права. Начиная с этого времени женщины из аристократических кругов, которые до этого времени были ограничены семьей и тесным кругом светского общения, одушевляются Чернышевским и романами Жорж Санд, они, вместе с прогрессивно настроенными мужчинами, образуют движение, ставящее своей целью высшее женское образование.

Женщины, подобные Аглае, вместе с таким же прогрессивным образом настроенными мужчинами и, получая от них руководство к действию, были образованны и энергичны. И таких женщин насчитывалось немало. В «Преступлении и наказании», написанном до «Идиота», младшая сестра Раскольникова Дуня — женщина молодая и сильная духом — выходит замуж за женского обожателя Разумихина, и они приступают к издательской деятельности. В этой супружеской паре тоже видны ростки феминистского движения.

У Аглаи в романе «Идиот» существовал жизненный прототип. Это возлюбленная Достоевского — «студентка» Аполлинария Суслова.

Аполлинария Суслова — одна из крепких духом молодых женщин, которые стремились к «освобождению женщины». Она сильно напоминает Аглаю из «Идиота». Аполлинария была дочерью предприимчивого крепостного крестьянина Прокофия, который выбился в купцы и фабриканты. В семье ее баловали, она не должна была работать, чтобы обеспечить свое существование. Приехав в Петербург, Аполлинария сочувствовала феминистскому движению, под влиянием тогдашних прогрессивных мыслителей она возненавидела балы, посещала открытые образовательные лекции, отличалась предельной и даже чрезмерной серьезностью. Она была идеалисткой, натурой цельной и деятельной, которая, презрев общественное мнение, решительно бралась за осуществление того дела, которое казалось ей справедливым. Точно так же, как и Алтая, Аполлинария хочет быть «полезной обществу». В своем дневнике она писала о том, что, будучи воспитана среди крестьян, она хочет «...где-нибудь в провинции и открыть школу для народа», творить для крестьян пользу; человека же, который не стремится к этому, она считает существом бесцельным. В последующем она действительно построила деревенскую школу и участвовала в просветительском движении.

Летом 1861 г., когда Аполлинарии был двадцать один год, она познакомилась с Достоевским. В это время он был занят журнальными публикациями «Записок из мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», где представлены образы каторжников, несчастных детей, выступавших за свободную любовь женщин. В «Бедных людях», в «Униженных и оскорбленных» Суслова увидела Достоевского-филантропа, выбрала его в качестве своего «наставника» и стала, в конце концов, его любовницей. Достоевский был женат. В письме к Федору Михайловичу Суслова же отзывалась о своих чувствах как о «красивой, даже грандиозной любви», в чем тоже можно видеть характер «новой женщины».

Об «Идиоте» много говорилось, что этот роман — «трагедия красоты», при этом Настасья Филипповна трактовалась как проявление «-содомской красоты», а Аглая — как проявление красоты Мадонны. Однако такая трактовка — абстрактна, с ее помощью невозможно объяснить жизнь Аглаи.

Аглая в романе «Идиот» рассорилась с родителями, она заявила, что брак с Мышкиным невозможен, потому что он сошел с ума, вышла замуж за какого-то подозрительного эмигранта-поляка, который называет себя революционером, присоединилась к польскому освободительному движению. Это сильно напоминает то, что случилось с Сусловой: она едет в Париж и общается там с русскими революционерами, которые поддерживают польское освободительное движение. Помимо Полины, Достоевский был знаком также с Анной Корвин-Круковской — молодой женщиной, которая тоже входила в круг зарубежных революционеров и принимала участие в событиях, связанных с Парижской коммуной.

В образе Аглаи видны черты тогдашних молодых и энергичных идеалисток. Она — представительница своего поколения, ищущая свой путь и не берущая за образец таких людей, как Ганя Иволгин или же Антип Бурдовский.

В конце романа коротко говорится, что ее польский муж обманывает Аглаю. В этих словах чувствуется оценка Достоевским нетерпеливости и недальнозоркости выбора, сделанного молодой идеалисткой. В то же самое время ясно, что по характеру Аглая — копия своей матери Елизаветы Прокофьевны, что в своей основе она натура искренняя, справедливая и добрая. Наверное, в образе этой героини отразились надежды Достоевского, связанные с молодым поколением.

Мышкин ощущает безграничное сострадание по отношении к страдалице Настасье Филипповне и готов жениться на ней. В то же самое время он влюблен и в «прекрасного друга» — чистую и порывистую Аглаю, он обещает жениться на ней. Мышкин разрывается между жалостью и любовью. Он хочет, чтобы у него сохранились добрые отношения с обеими женщинами. Аглая активно понуждает его к женитьбе. В конце концов оказывается так, что при очной встрече каждая из них настаивает на том, чтобы он совершил свой выбор. Барышня Аглая не выдерживает этой сцены и в гневе на Мышкина покидает комнату. Мышкин следует за ней, но в конце концов возвращается к «страдалице» — Настасье Филипповне.

Этой сценой управляют только два фактора — «гордость» соперниц и «чистота» Мышкина. Это род психологической сшибки — прием, столь свойственный Достоевскому. В нем полностью отсутствует жизненная правда, но зато сцена полна драматического напряжения. Если прототипом Аглаи послужила Суслова, то тогда Мышкин, в которого влюблена Аглая, — это Достоевский, в которого влюблена Полина. В таком случае получается, что Настасья Филипповна, которой сострадает Мышкин, — это чахоточная жена Достоевского — Мария, за которой он ухаживает.

Впоследствии на Сусловой женился писатель Розанов. Согласно его свидетельству, при сделанном им вопросе о причинах разрыва с Достоевским та отвечала: «Я же ему отдалась любя, не спрашивая, не рассчитывая. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула» (между прочим, Розанов тоже говорил, что Суслова сильно напоминает Аглаю из «Идиота»).

Как это следует и из письма Достоевского к Врангелю, он обманул Марию, он сознавал незрелость Полины, которая была младше его на двадцать лет, ощущал радость от этой любви, но у него не было намерения оставить жену.

«Сострадатель» Мышкин разрывается между Аглаей и Настасьей. Понуждаемый к браку Аглаей, он все-таки совершает свой окончательный выбор в пользу «несчастной» Настасьи Филипповны, то есть чувство сострадания и жалости берет верх. В метаниях Мышкина и его решении, вероятно, нашли отражение жизненные обстоятельства самого Достоевского: Суслова настаивала на браке, но писатель остается вместе со своей больной женой.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 24053