Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Жизнь и творчество Чехова А.П., основные произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге, в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. 

1867-1869 гг. - учеба в греческой школе.

1869-1879 гг. - учеба в Таганрогской классической гимназии.

1876 г. - отец разоряется и уезжает в Москву.

1879-1884 гг. - учеба в Московском университете на медицинском факультете.

1880 г. - «Письмо ученому соседу».

1882 г. - сотрудничал в «Осколках».

1887-1889 гг. - пьесы «Иванов», «Безотцовщина».

1889 г. - пьеса «Леший».

1898 г. - пьеса «Чайка».

1899 г. — продажа прав на свои произведения А.Ф. Марксу. Пьеса «Дядя Ваня».

1900-1902 гг. - почетный член Академии наук.

1901 г. - женился на Ольге Леонардовне Книппер. Пьеса «Три сестры».

1904 г. - пьеса «Вишневый сад».

Скончался 2 (15) июля 1904 г. в Баденвейлере (Южная Германия). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Классик малого жанра, реформатор драматургии А.П. Чехов, принадлежит как XIX, так и XX в. не только биографически, но и творчески.

Литературный дебют А. Чехова остался незамеченным. Условно его относят к 1880 г., когда Чехов стал сотрудничать с московскими юмористическими журналами «Стрекоза», «Будильник», «Минута», «Развлечение», «Сверчок», «Осколки». В этих журналах под разными псевдонимами печатались маленькие рассказы и другие «мелочи» молодого автора.

В творчестве Чехова раннего периода наряду с прекрасными юмористическими рассказами много очерков и сценок, которые написаны ради заработка и ничем не отличаются от массовой литературы. Но, как отмечают исследователи, даже в несовершенных ранних произведениях он предстает как автор с уже сложившимися литературными взглядами и кругом художественных идей. При всей неравнозначности и разнородности раннего творчества Чехова невозможно было не отметить главное достоинство: он создавал «ходкий товар» и высмеивал лишь то, что достойно осмеяния: чванство, лицемерие, угодничество.

Антоша, Человек без селезенки, Рувер, Уллис, Брат моего брата — это далеко не полный перечень псевдонимов Чехова. Чаще всего Антон Павлович использовал псевдоним Антоша Чехонте, придуманный учителем Закона Божьего в первой Таганрогской гимназии протоиереем Ф.П. Покровским.

Много позже его назовут «человеком с молоточком», который стучал в души людей, призывая выдавливать «рабство по капле».

Чехов пробует себя в разных жанрах. Пишет пьесы, зарисовки, фельетоны, сценки, очерки, пробует силы в романе, но наибольшего успеха первоначально достигает в рассказах. Многие художественные принципы этого периода навсегда останутся в прозе Чехова. Так, обычно Чехов сразу начинает повествование, никаких предварительных экскурсов в прошлое героев или подробных описаний обстановки нет. Диалог героев часто начинается «с середины, дабы читатель думал, что они уже давно разговаривают». Авторские рассуждения, если они вообще есть, всегда коротки. Некоторые исследователи, в частности А.П. Чудаков, видят в рассказах-сценках, характерных для раннего творчества, истоки знаменитых «открытых» финалов поздней прозы Чехова.

Связь юмористического и «серьезного» творчества подтверждается своеобразием сатирической традиции. Многие современники отмечали сходство некоторых произведений Чехова с социальной сатирой Салтыкова-Щедрина, но все же Чехову не свойственна беспощадность сатиры. Конечно, его ранние рассказы основываются на историях из чиновничьего быта. Человек в этих произведениях отождествляется с его социальным положением. Категории социума, олицетворяемые чеховскими персонажами, очень разнообразны: лавочник, отставной коллежский регистратор, папаши, мамаши, управляющие и многие другие. Творчество Чехова не исчерпывается рассматриванием социальных проблем. Ранние рассказы Чехова открывают множество психологических проблем, характеризующих не общество, а природу человека («Злой мальчик», «Загадочная натура»). В более поздних произведениях сочетание юмора и сатиры сменяется смешением лиризма с философичностью («Человек в футляре»). При подготовке собрания сочинений (1899-1901) Чехов переделал многие ранние произведения. Э.А. Полоцкая отмечает: «Встреча зрелого мастера с юмористической стихией ранних текстов привела к своеобразной парадоксальности авторской правки. В ней есть, несомненно, тяга к «осерьезниванию» ранних сюжетов и героев, но есть и усиление энергического начала, идущего от прежнего юмора. С одной стороны, Чехов вводил в восприятие героев лирические нотки, с другой — резко сокращал в этом восприятии описание душевных переживаний... Все это позволяет думать, что в своих специфических чертах стиль Чехова сложился рано, что направление его художественного развития было эволюционным, а не «революционным».

Известность приходит к Чехову после первых больших книг. В сборниках «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887) собрано лучшее из раннего творчества писателя. Чехов начинает сотрудничать с газетой «Новое время». Редактор этого издания не ставил перед Чеховым условий относительно сроков, тем, объема и тона произведений. В течение двух месяцев Чехов печатает «Панихиду», «Враги», «Агафью», «Кошмар», «Святою ночью» — рассказы, которые вызвали в критике бурную полемику, Как он сам писал: «Пятью рассказами, помещенными в "Новом времени", я поднял в Питере переполох, от которого угорел, как от чада».

В 1886 г. Чехов близко сошелся с журналистом и книгоиздателем А.С. Сувориным. Писатель останавливается у него дома, когда приезжает в Петербург, гостит у Сувориных на даче в Феодосии. Суворин в тяжелые годы поддерживал Чехова материально, выпускал собрания его сборников, давал деньги в долг и делал это так тактично, что Чехов их брал. Он печатал все, что Чехов давал в газету. Даже короткие заметки, писавшиеся прямо в кабинете Суворина, тут же посылались в набор. Однако вскоре пути их разошлись. Решающим в разрыве отношений стало дело Дрейфуса (1898 г.) — несправедливо осужденного по ложному доносу французского офицера, еврея, — о его шпионаже в пользу Германии. Газета Суворина заняла националистическую позицию и вела себя, по словам Чехова, «просто гнусно».

С написания повестей «Степь» (1888), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889) начинается зрелый период творчества Чехова. С этой поры в прозе Чехова все чаще слышится «пульс современной жизни, с ее перебоями, с тоской автора по гармонии и устремленностью к проблемам человеческого духа». В рассказах звучат серьезные и печальные темы, возникают вопросы о счастье, свободе, познании истины, смысле жизни.

Своеобразная веха в становлении Чехова — путешествие на Сахалин и издание книги «Остров Сахалин», единственного образца документальной прозы Чехова.

«Остров Сахалин» - исследование народной жизни, протекающей в условиях каторги и ссылки. Этот опыт оказал значительное воздействие на формирование чеховской художественной системы. Усиливается тяготение Чехова к максимально объективным формам изображения действительности. Особо важное место занимает повседневность. Короткая повесть или рассказ становятся емкими, открывая возможность "проникнуть в суть явлений, обнажить глубинные связи и закономерности действительности".

Многогеройность пьес связана и с другим драматическим принципом: отказом от привычного конфликта, в основе которого противопоставление героев.

Особенно значительны новации Чехова в драматургии. Чехов отказался от принципа одногеройной пьесы, в его драматических произведениях всегда несколько равноправных героев.

Чеховский конфликт - это не столкновение интересов отдельных лиц, а «чувство одиночества, жизненной разрозненности и бессилия» человека перед жизненными обстоятельствами. Внутренний характер конфликта вытеснил интригу и внешние события из действия пьес Чехова. О событиях в жизни героев зритель узнает не из фабулы пьесы, не через изображение этого события, а из разговоров героев.

Это было необходимым условием, чтобы действие и внимание зрителей сосредоточились не на внешних действиях, а на внутренней, духовной жизни героев.

В 1896 г. в Александринском театре состоялась премьера пьесы Чехова «Чайка». Отзывы прессы были отрицательные, пьесу не поняли. Через два года (1898) ту же пьесу давали в Москве. Отзывы были совершенно другие. Из воспоминаний А.Г. Лазарева-Грузинского: «С первого же акта началось какое-то особенное, если так можно выразиться, приподнятое настроение публики, которое все повышалось и повышалось... Всегда очень сдержанный и "благоприличный" Н.Е. Эфрос неожиданно ринулся на меня с кресла... и воскликнул чуть не на весь театр: "А!!! Какова пьеса-то?! Каково играют!"»

Последние годы своей жизни Чехов по рекомендации врачей, считавших, что климат Крыма способствует лечению туберкулеза, провел в Ялте. В эти годы он написал такие шедевры, как «Дама с собачкой», «В овраге», «Три сестры», «Архиерей», «Вишневый сад». В 1904 г. здоровье Чехова настолько ухудшилось, что врачи настояли на немедленном отъезде на курорт в Баденвейлер (Германия). В Баденвейлере 2 июля (15) Чехов скончался.

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2346