Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Биография и творчество Чехова Антона Павловича

Творчество Антона Павловича Чехова (1860-1904) стало одной из ярчайших страниц мировой литературы рубежа веков, его влияние на литературу XX века было огромным и плодотворным, о Чехове с уважением и восторгом отзывались крупнейшие писатели ушедшего века, признавая его удивительный талант и непостижимую "подлинность" его произведений, соглашаясь с тем, что художественные открытия великого русского писателя не просто обогатили мировую литературу, но и указали ей новые пути развития. Между тем, творческий путь писателя отнюдь не был прямым и гладким, Чехов на протяжении своего творчества был "разным", а его творческая эволюция могла показаться и неожиданной тем, кто читал его ранние, периода "Антоши Чехонте", рассказы, в которых почти невозможно было разглядеть будущего Антона Чехова.

Чехов родился в Таганроге, на юге России, там же прошли его детство и юность, в 1879-м году он поступает "в Московский университет на медицинский факультет", и, как он напишет позднее в автобиографии, "в выборе профессии потом не раскаялся". Обучаясь в университете, уже на первом курсе, он начинает сотрудничать в юмористических журналах ("Осколки", "Будильник", "Стрекоза"), где появлялись его рассказы, сценки и анекдоты, отличавшиеся юмором и умением в одной-двух фразах дать характеристику образа, но это были именно что юмористические рассказы, хотя уже в них мы можем увидеть основные особенности авторской манеры Чехова: лаконичность, подчёркнутую сдержанность, автор как бы самоустраняется, давая возможность читателю самому понять и оценить и изображенных людей, и события, участниками которых они являются. Наиболее известными рассказами этого периода творчества Чехова принято считать "Письмо к учёному соседу" (1880), "Смерть чиновника" (1883), "Толстый и тонкий" (1883), "Хамелеон" (1884), "Злоумышленник" (1885), "Унтер Пришибеев" (1885). Последний рассказ является во многом этапным на пути к перелому, который произошел в творчестве писателя в середине 80-х годов и был вызван переосмыслением Чеховым роли литературы в обществе и своего собственного таланта.

Во второй половине 80-х годов в творчестве Чехова заметно усиливается критическое отношение к жизни, однако оно находит выражение не в юмористическом или даже сатирическом ее выражении, а в обращении к реализму как способу выражения своей нравственной позиции. В рассказе "Ванька" (1886) показана судьба забитого жизнью ребенка, верящего в то, что добрый дедушка избавит его от кошмарного "учения". Он пишет письмо, вот только адрес на письме такой, что оно никогда не дойдет до адресата... Здесь Чехов-юморист верен себе, только это совсем уже иной смех, потому что за ним стоят боль ребёнка и невозможность что-либо изменить в его страшной судьбе...

В жанровом плане перелом в творчестве Чехова связан также и с его обращением к повести, более крупному эпическому жанру. Наиболее заметными произведениями писателя второй половины 80-х годов стали "Спать хочется" (1888), "Степь" (1888), "Красавицы" (1888), "Скучная история" (1889), в которых новый взгляд писателя на литературу и себя как литератора нашёл воплощение и в сюжетах (более разветвленных, усложненных за счет психологизма), и в средствах создания действующих лиц, представлявших собой не маски, а живых людей, во многом непонятных даже себе; и в общей концепции изображения жизни, которую Чехов понимает теперь как нечто, что порождает человека и одновременно становится порождением его деятельности, его души. Особое место в творчестве Чехова этого периода занимает его пьеса "Иванов" (1887-89 гг.), в которой ощущается переход к драматургии 90-х годов.

Переломным событием в судьбе писателя стала его поездка на Сахалин, состоявшаяся в 1890-м году. Она была результатом поисков Чеховым нового в себе и своём творчестве, потому что, как он писал, он ощущал "В душе какой-то застой..." Смерть брата, потребность обрести прочные устои в жизни и творчестве, понять свой народ и его жизнь - вот основные мотивы этой поездки, и в апреле 1890-го года писатель выехал из Москвы, в которую вернулся 9-го декабря, обогащенный пусть тяжелыми, но так необходимыми ему жизненными впечатлениями, собрав материал для самой страшной своей книги "Остров Сахалин", написанной в 1991-94-м годах.

90-е годы стали для Чехова периодом расцвета его таланта, в это время созданы наиболее совершенные его прозаические произведения "Палата №6" (1892), "Студент" (1894, позже писатель назовёт его самым любимым своим произведением), "Ионыч" (1898), "Человек в футляре" (1898), "Крыжовник" (1898), "О любви" (1898), "Дама с собачкой" (1899). В них талант Чехова-прозаика достиг высокой степени совершенства, искусство художественной детали, характерное для его прозы, вышло на уровень воплощения в детали основной характеристики образа-персонажа, передачи в ней основной авторской идеи. Лаконичность чеховской прозы 90-х годов близка к совершенству, подтекст в его рассказах становится самодостаточным, поскольку и образы, и поэтика этих произведений приобретают необыкновенную многозначность.

Также в это время в творчестве Чехова происходит своего рода поворот от прозы к драматургии, и первой пьесой, с которой, как отмечают исследователи, начинается "большая чеховская драматургия", становится "Чайка" (1896), написанная им, как он сам говорит, "вопреки всем правилам драматического искусства". "Чайка" - пьеса, близкая к символизму, и в то же время это реалистическая комедия, которую справедливо считают "трагичнейшей комедией в русской комедиографии". Необычность "Чайки" привела к тому, что ее первое представление (17 октября 1896-го года, Александринский театр в Петербурге) закончилось оглушительным провалом, после чего автор, в высшей степени болезненно воспринявший реакцию публики на свое новаторское с точки зрения драматургии того времени произведение, тяжело заболел, и есть такая точка зрения, что "провал "Чайки" сократил ему жизнь".

Но зато следующая пьеса – "Три сестры" (1900) - подтвердила правильность художественных исканий Чехова, которые были признаны уже после триумфальной постановки той же "Чайки" в Художественном театре (премьера состоялась 17 декабря 1897-го года). Она была написана в Ялте, и мотив "тоски по Москве" выражает здесь не только душевное состояние героев, но и самого автора. Чехов показывает жизнь людей, которую можно, наверное, назвать "неосуществленным желанием", и сюжетная линия зла, кажется, побеждает сюжетную линию добра, хотя... Как пишет 3. Паперный: "И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее". Наверное, в той жизни, которой они живут, эта вера значит для них очень и очень много, она помогает им выжить, сохранить себя в борьбе со злом.

Комедия "Вишневый сад" (1904) стала последней пьесой Чехова, поэтому она и воспринимается как завещание великого русского писателя. В ней Чехов показывает противостояние старой и новой жизни, старое должно уйти, уступить дорогу новому, "вишневый сад" должен быть вырублен, а что будет на его месте? Дачи? Новый - на "всю Россию" (как уверяет Петя Трофимов) – "сад"? Но тогда почему зрителям так жалко всех без исключения персонажей этой "комедии"?

Как уже отмечалось, в историю мировой литературы Чехов вошёл как писатель-новатор. Новаторской была его проза, новаторской была и его драматургия. Для прозы характерными чертами новаторства признаются чеховский сюжет, когда внешняя бессобытийность повествования держит читателя в напряжении благодаря внутренней динамике развития характеров образов-персонажей, чеховский подтекст, когда с помощью художественной детали читателю открывается то, что определяет характеры и поведение героев, но что как бы и "не присутствует" явно в тексте; своеобразие описаний пейзажа и мест, где происходит действие, которые оказываются "говорящими" в плане раскрытия душевного состояния героев, наконец, совершенно особая манера повествования, внешне бесстрастная, но исполненная авторского отношения к изображаемому, авторского пафоса, утверждения высоких нравственных ценностей. Для драматургии же характерно новаторство сюжета, заключающееся в том, что развитие драматического действия строится на углубленном психологическом исследовании характера образа-персонажа, конфликт драматических произведений Чехова по преимуществу внутренний, а не внешний, но он оказывается для раскрытия характеров действующих лиц более действенным, чем внешние эффекты, потому что обусловлен психологически; чеховские паузы, ремарки и чеховский подтекст внесли в драматургию совершенно новый подход к изображению действительности, оказавшейся в этом случае гораздо сложнее, чем действительность в "драматургии до Чехова", потому что с помощью таких выразительных средств Чехову удавалось отыскать в жизни глубины, ранее драматургии не доступные. Именно новаторство Чехова и обусловило такое огромное значение его творчества в мировой литературе.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Чехов А.П. | Добавил: katerina510 (03.07.2017)
Просмотров: 93 | Теги: Чехов, творчество Чехова
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar