"Вишневый сад": анализ произведения Чехова А.П.
Особенности чеховской драматургии особенно ярко проявились в пьесе «Вишневый сад». Основа всякого драматургического произведения - действие, оно вызывается столкновением интересов, взглядов, устремлений героев, т.е. конфликтом. В пьесе Чехова видимого конфликта нет. Имение Раневской продано за долги, владельцы его оказались без средств к существованию и крыши над головой. Купил имение Лопахин, предприниматель, чьи предки были здесь крепостными. Но конфликта между хозяйкой имения Раневской и Лопахиным нет. Наоборот, Лопахин приехал, чтобы спасти Раневскую от разорения, и только ее упорство не позволило ему осуществить план спасения. Есть конфликт внесценический: на примере судьбы одной помещичьей семьи Чехов показал столкновение двух экономических формаций. Новая, капиталистическая берет верх, разрушено еще одно дворянское гнездо. И происходит это вне зависимости от воли персонажей. Но этот конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен, драматизм пьесы заключается не в борьбе за вишневый сад, а в общем недовольстве жизнью, свойственной каждому персонажу. Другая особенность - отсутствие главного героя. Такой герой еще есть в первой гимназической пьесе Чехова, есть в «Иванове», а в остальных чеховских произведениях есть группы персонажей, объединенные по какому-либо принципу в систему. В критике пьеса «Вишневый сад» часто называется пьесой о прошлом, настоящем и будущем России. По этому принципу и объединяют героев: Раневская и Гаев представляют Россию прошлую, Лопахин - настоящую, Аня и Петя - будущую. Такая группировка, однако, еще не есть система персонажей. У Чехова все значительно сложнее. Зачем в пьесе Шарлотта Ивановна, не имеющая паспорта, не знающая, сколько ей лет, кто она по национальности, кем были ее родители? А рядом Раневская. Она знает, сколько ей лет, но старается об этом не думать и ведет себя далеко не по возрасту. Она знает, кто она по национальности, говорит о любви к отечеству, но рвется прочь от него. То, что тщательно скрывает Раневская, становится зримым, когда рядом Шарлотта Ивановна. Невинные странности Гаева, его шутливо-торжественное обращение к шкафу, постоянные невпопад упоминаемые бильярдные термины получают объяснение и приобретают истинную цену, когда рядом с ним Епиходов. Причем, если у Епиходова все откровенно глупо и потому смешно, то речи Гаева имеют безнадежно трагический оттенок. Яша с его хамовитостью и презрением к России «высвечивает» и Гаева, и Раневскую. Дуняша, всем существом своим пытающаяся походить на «барышню», естественно, карикатурна. Рядом с ней так же карикатурна молодящаяся Раневская. Похожесть слуг на господ и наоборот — прием, использованный еще Чеховым-гимназистом в первой его пьесе. В последней пьесе все персонажи нитями похожести прочно связаны друг с другом. Похожесть не случайна. Они все - люди одного мира, некогда цельного и распадающегося на глазах. Чужой среди них один Лопахин. Он давно покинул этот мир, уже, видимо, отвык от него, и поэтому смотрит на всех с печальным недоумением. Он, конечно, не может жениться на Варе, которая не позволит вырубить сад и сломать дом: она не из его мира. В рассказах Чехова есть персонажи с одной повторяющейся чертой - стремлением уйти от прошлого благополучия в мир больших городов, где кипит жизнь разумная, деятельная. Такова, например, Аня. Мир, в который зовет ее Петя, представляется ей, видимо, очень смутно, да и сам Чехов едва ли имел о нем четкое представление. Важно одно: Аня и Петя мечтают насадить сад «лучше этого» - «вся Россия наш сад». И они не только мечтают, они попытаются действовать, а что из этого получится, не знал и сам Чехов. Он знал только, что такие люди уже существуют, и создал подобный образ в рассказе «Невеста». Таким образом, замкнутая система персонажей Чехова не изолирована от мира, она имеет две «двери»: из одной вошел Лопахин, в другую уйдут Петя и Аня. Еще одна особенность чеховских пьес - обилие внесценических образов. В «Вишневом саде» это и умерший «от шампанского» муж Раневской, и утонувший сын, и любовник в Париже, и дочь Симеонова-Пищика, мечтающая разбогатеть через «выигрышный билет». Внесценические персонажи полноправно входят в систему художественных образов, так как они не только многое объясняют, но и влияют на те или иные поступки персонажей сценических. Так, действия Раневской зависели и от смерти мужа и гибели сына и, конечно, от писем парижского любовника. Более того, внесценические образы раздвигают сценическое пространство географически и во времени. Пространство и время становятся средствами поэтики драматургии Чехова. Неотъемлемая особенность чеховских пьес - символика. Ею широко пользовались драматурги и до Чехова. В пьесах Чехова символика особая - реалистическая. Своей последней пьесе Чехов дал название «Вишневый сад». Так называется имение с вишневым садом, «прекраснее которого нет на свете». Лопахину не понять, что Раневская и Гаев отказываются уничтожить дом и сад, потому что то и другое - символ не только благополучного помещичьего прошлого, но и дворянской культуры, и дворянской усадебной поэзии, всего, чем жили их предки. Для Лопахина вишневый сад тоже символ. Он создан руками предков Лопахина, крепостными рабами, «хватить топором» по остаткам прошлого, к тому же не приносящим реальной прибыли, - что может быть приятнее для внука крепостного. Вишневый сад - символ и для Ани. Красота и благополучие прошлого становятся как бы эталоном для будущего, построенного, однако, по каким-то другим принципам. Вишневый сад, как звено в цепи, соединит прошлое и будущее. В то же время этот символ - «реалистический»: сад реально существует, его видят персонажи из окна, удары топора по стволам деревьев слышат зрители. Таким образом, вишневый сад в пьесе Чехова - реальная предметная конкретность и в то же время многозначный, эмоционально насыщенный образ-символ. И режиссеров, и исследователей не перестает удивлять жанровое определение Чеховым его пьес. Почему «Иванов» - драма, а «Чайка», где герой под занавес тоже стреляется, - комедия? Почему «Вишневый сад» - комедия? Хорошо известно, как Чехов был сердит на Станиславского, поставившего «Вишневый сад» как драму. Прежде всего следует иметь в виду требование Чехова к драматургии: на сцене все должно быть так же просто и так же сложно, как и в жизни. А в жизни чистые комедии, как и чистые драмы, случаются очень редко. Сочетание того и другого на сцене - естественная закономерность. Однако Чехов настаивал: «Вишневый сад» - комедия. Почему? Ответ найдется сам собой, если предположить, что пьеса должна быть действительно поставлена как драма, в которой симпатичные, безвинные люди оказываются изгнанными из дома, построенного их предками, где жили они сами, родились их дети. Достаточно посочувствовать Раневской, плачущей в третьем действии, после того как Лопахин объявил, что хозяин имения - он, и от авторского замысла ничего не останется; получится, что Чехов, отец которого в молодости был крепостным, сожалеет об уходе с исторической арены паразитического помещичьего сословия. Некоторые критики предлагают называть пьесу лирической комедией или даже лирической драмой и считают, что драма может нести в себе и трагические мотивы, и комические. Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2208
| |