Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Образ Раневской в пьесе "Вишневый сад" Чехова

  • Статья
  • Еще по теме

♦  За что любят Любовь Андреевну все, кто её окружает?

        За что все же её осуждают?

        Как раскрывает душу героини художественная деталь: письма из Парижа (сначала она рвёт их, не читая, под конец отвечает на них)?

        В чём заключается смысл её жизни?

        Как понять её слова: «А я вот, должно быть, ниже любви»?

Важно увидеть в Раневской не только легкомысленную и непрактичную барыню, но человека, сломленного трагической гибелью сына. Любовь - смысл её жизни, в отношении к любимому человеку она самоотверженна и бескорыстна. Но Раневская действительно «ниже любви», поскольку для неё любовь превращается в какую-то болезнь, исковеркавшую чистую и добрую душу. Её любви и доброты постоянно не хватает на всех: она нежно целует шкафик и столик — и с безразличием отзывается о смерти няни, она отдаёт золотой прохожему нахалу — и оставляет без обеда прислугу, она содержит негодяя Яшу и забывает о старом Фирсе; уезжая в Париж к любовнику, она бросает на произвол судьбы Аню и Варю. Осудить Раневскую легко. Но есть ли для нее выход?

Прочитаем сцену разговора Раневской с Петей Трофимовым в действии 3 пьесы.

        Что она открывает нам в героине?

        На чьей стороне здесь сочувствие автора?

Эта сцена показывает, как глубока душевная рана Раневской, как сама она осознаёт свою обречённость. Её парижская любовь сродни пьянству Мармеладова в «Преступлении и наказании». Она тоже могла бы спросить: знаете ли вы, что это значит, когда человеку некуда идти? Такую душу не может спасти ни Петина «правда», ни детская нежность Ани, ни преданность Лопахина. Только вишнёвый сад даёт успокоение, радость, возможность увидеть себя такой, которой не нужно стыдиться перед памятью матери, мужа и сына.

Почему Раневская и Гаев не могут принять предложение Лопахина и отдать вишнёвый сад в аренду под дачи? Дело в том, что в сознании Раневской и Гаева просто не укладывается представление о вишнёвом саде как «владении», «участке земли», «недвижимом имуществе». Можно ли сдать в аренду воспоминания детства? Пустить под дачи мечту о счастье? Их можно навсегда потерять, но продать их невозможно. Слова Раневской: «...без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...» — точное выражение ее чувств. Продажа вишнёвого сада окончательно выбрасывает её из жизни. Не случайно в последней сцене пьесы Раневская и Гаев прощаются как будто навсегда. Мечты Ани о том, что, потратив деньги, мать вернётся из Парижа, — только иллюзия. Ясно, что теперь, без вишнёвого сада, парижская круговерть перемелет Любовь Андреевну, как петербургский экипаж — несчастного Мармеладова.

Бывшие хозяева вишнёвого сада обречены. Какие стороны русской жизни, какие ценности навсегда уходят вместе с ними? Ответ Чехова, как всегда, неоднозначен. Конечно, с Гаевым и Раневской уходят последние остатки крепостной России, последние следы беззаботного барства, изящного паразитизма, но уходит и тысячелетняя культура русского дворянства с её неповторимой красотой, с её благородством, с её враждебностью буржуазной меркантильности, торгашеству и хамству. Неизбежность этого процесса показана Чеховым, но им поставлен и вопрос: что идёт на смену?

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3067