Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Молодое поколение в пьесе "Вишневый сад" Чехова

  • Статья
  • Еще по теме

Кто идёт на смену бывшим владельцам вишнёвого сада? Каких «детей» вырастили для России уходящие «отцы»?

Начнём с персонажей второго плана. Смена поколений комически воплощается в образах старых и новых слуг. На смену заботливому и рабски преданному Фирсу является «образованный» Яша и нежная, как барышня, Дуняша.

Обратим внимание на то, что моральная распущенность, оторванность от корней современных господ, их попустительство и слабодушие способствуют появлению таких фигур. Яша сознательно и бессознательно копирует господ и презирает их. Так же «обезьянничает» и Дуняша. В пьесе, как и в прозе, Чехов показывает, что процесс распада не может захватывать только отдельные общественные слои, только уходящие поколения. Разрушение проникает и в народную среду, захватывает молодых ещё быстрее, чем зрелых людей.

Относится ли это к другим молодым героям?

Прочитайте диалог Пети и Ани в конце действия 2. Вы увидите, что радостный пафос Петиных речей не соответствует ни внешнему облику «облезлого барина», ни реальному образу его жизни. Комичны восторги Трофимова на фоне лунной ночи, грустной песни Епиходова и тревожного зова Вари.

Действительно ли герои «выше любви»?

Аня ещё совсем ребёнок. Но Петя... Вспомним его реплику вслед уходящей Ане в день её приезда: «Солнышко моё! Весна моя!» Да, он «далёк от пошлости» и «виду не подавал», но, может быть, за громкими речами он прячет страх перед своим безответным чувством?

Пете и Ане удаётся «замечтаться» и забыть о потере вишнёвого сада, разлюбить его ради какого-то неясного будущего («Вся Россия наш сад!»). Их связь с вишнёвым садом слабее, чем у Гаева и Раневской, но есть черты, которые роднят их с уходящим поколением: мечтательность, непривычка к труду, неприспособленность к жизни, слабость воли.

Обратимся теперь к новому хозяину вишнёвого сада и его «невесте». Лопахин и Варя. Что их сближает? Почему все уверены, что они подходят друг другу?

Они оба «из простых», оба погружены в работу, без которой не представляют себе жизни. Схожи они и прямотой суждений, практичностью, решительностью. Почему же не складывается их счастье? Не будем гадать, любит ли Лопахин Варю или только подчиняется давно возникшей фантазии Раневской. Поставим вопрос по-другому: к чему тянутся души Вари и Лопахина? О чём они мечтают? Вот здесь и таится причина разлада: Варя мечтает о монастыре, о паломничестве по святым местам. Лопахин грезит о новом вишнёвом саде, богатом и доходном и, главное, принадлежащем ему — бывшему босоногому мальчишке Ермолаю Лопахину.

Прочитаем кульминационную сцену третьего действия: рассказ о торгах и покупке имения. Какие чувства владеют Лопахиным? Счастлив ли он? (Его чувства противоречивы: здесь и гордость, и азарт недавней борьбы, и удовлетворённое самолюбие, и предчувствие прибыли, и в то же время горечь, тоска, сознание вины перед любимым человеком.) Мы видим, что Лопахину дорог вишнёвый сад почти так же сильно, как прежним владельцам. Что отличает его любовь к вишневому саду от их любви? (Для Лопахина любовь — чувство собственника, радость от сознания власти над имением, где его когда-то не пускали даже на кухню.) Как он представляет себе будущее вишнёвого сада? («...Дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...») Что можно сказать об этой мечте? Этот образ мещанского рая так же далёк от действительности, как планы Гаева и мечты Трофимова. Лопахин заражён той же душевной надломленностью, что и все герои пьесы. Его рассуждения о людях-великанах, мечты о новом процветании сада — это всё «размахивание руками». Эта деталь — образ силы и бескрылости Лопахиных. Им не суждено спасти вишнёвый сад. Из лучших побуждений они пускают его под топор.

В пьесе «Вишневый сад» старшие и молодые герои заражены одной и той же нравственной болезнью. Гибель вишнёвого сада становится неизбежной.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8540