Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Герои повести "Степь" Чехова: характеристика героев

  • Статья
  • Еще по теме

Вася из повести «Степь» — подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».

Дымов Микола — подводчик, «рослый, широкоплечий мужчина лет тридцати, русый, кудрявый», «очень сильный и здоровый». Этот герой повести «Степь» Чехова - сын зажиточного мужика, гулявший до двадцати лет в свое удовольствие, пока отец не послал его в извоз работником, боясь, как бы он не избаловался дома. Дымову явно некуда девать свою невероятную силу и жизненную энергию, и, постоянно томясь и не находя себе дела, он растрачивает ее на пустяки, действуя при этом, как правило, жестоко и грубо: убивает ужа, исхлестав его кнутом; во время купания в пруду из озорства дергает за ногу Егорушку, которого вообще недолюбливает из-за того, что он «барин»; на привале, придираясь к Емельяну и называя его тоже «барином», потому что тот «образованный» и был в певчих, вырывает из его рук ложку и швыряет далеко в сторону. Егорушка «всей душой ненавидит» Миколу Дымова за его жестокие выходки и презрение к людям. В сцене с выброшенной ложкой он вступается за Емельяна, бросаясь на Дымова со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба Дымова неожиданно проходит, и он даже просит Егорушку не обижаться на него, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской».

Егорушка (Князев Георгий Николаевич) — мальчик 9 лет. Его отец, из дворян, служивший в N, уездном городе Z-й губернии коллежским секретарем, умер. Мать Егорушки, Ольга Ивановна, «любившая образованных людей и благородное общество», единственного сына воспитывает как «благородного», хотя сама по происхождению мещанка. Желая дать ему образование, она уговаривает своего брата, купца Ивана Иваныча, едущего продавать шерсть, взять с собой Егорушку и отдать его в гимназию — в губернский город, с тем чтобы он, поступив учиться, столовался и жил у ее старинной подруги Настасьи Петровны Тоскуновой. Отправляя сына в дорогу, мать одевает его богато и красиво: на нем яркая «кумачовая рубаха» и шляпа с павлиньим пером.

Путь героя лежит через степь, по которой, чтобы добраться до цели, нужно ехать несколько дней и ночей. Вместе с Егорушкой и его дядей Иваном Иванычем в той же бричке едет и настоятель N-ской Николаевской церкви о. Христофор. Егорушку с момента расставания с матерью и родным городом не покидает грустное настроение, за время путешествия не раз заставляющее его то плакать, то болезненно остро ощущать себя брошенным и одиноким. Это, однако, не мешает ему с жадностью впитывать новые впечатления, в изобилии предоставляемые путешествием по летней приазовской степи. Впечатления эти двух родов: от людей и от природы. Перед глазами мальчика проходит множество самых разнообразных человеческих типов; помимо дяди и о. Христофора, открывшихся перед ним новыми своими сторонами, он встречается с «ветхозаветной фигурой» старого чабана; с мальчиком-рахитиком по имени Тит, говорящим «сиплым басом»; с братьями-евреями Мойсеем Мойсеичем и Соломоном, на постоялом дворе у которых останавливаются путешественники; со случайно оказавшейся там же графиней Драницкой, молодой красивой женщиной, которая, увидев спящего Егорушку и тронутая его миловидным обликом, целует его в обе щеки; с подводчиками, везущими шерсть, Которых Иван Иваныч просит взять с собой мальчика, так как сам он с о. Христофором вынужден — в поисках «таинственного» Варламова — отклониться от прямого пути; с самим Варламовым, довольно старым «малорослым серым человечком», оборотистым местным купцом и, видимо, богатым землевладельцем, перед которым все трепещут и заискивают, потому что он «имеет денег гораздо больше, чем графиня Драницкая»; с пришедшим на костер к подводчикам Константином Звоныком, богатым крестьянином-украинцем, «счастливым до тоски» оттого, что ему удалось жениться на девушке, которая три года перед тем отказывала ему, и др.

Природа степи Егорушку восхищает и подавляет одновременно. Степь населена огромным количеством разнообразных живых существ: сусликов и куропаток, чибисов и грачей, коростелей, стрепетов, сов, сверчков и кузнечиков; и сама она, с ее «поющими» травами и пряными запахами, огромна: ей нет конца; и даже дорога, по которой движется обоз подводчиков, так широка, что по ней, думает герой, впору было бы ездить былинным богатырям на их «богатырских конях». В то же время Егорушка неизменно «насыщает» пространства и природу степи собственными переживаниями и мыслями (некоторые из них плавно переходят в авторские, т. е. серьезные и «взрослые», лирические отступления, явно превышающие умственный уровень Егорушки), и она уже воспринимается им либо как усугубляющая его страдания, и тогда он чувствует себя потерянным посреди ее необъятных просторов, либо — очеловечивается и отчасти превращается в его страдающего двойника. Так, в течение всего дня степь изнемогает от зноя, а ночью, когда спадает жара и она вроде бы пробуждается к жизни, то и в этом оживлении чувствуется «напряжение и тоска», «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира».

Пронесшаяся над степью, к концу путешествия Егорушки, страшная гроза также не приносит ей облегчения. Сам мальчик, застигнутый вместе с обозом грозой, сильно заболевает. Выздоравливает он уже в городе, где вновь встречается с дядей и о. Христофором, остановившимися в «торговой» гостинице. Грусть не оставляет Егорушку, когда они с дядей находят Настасью Петровну, у которой ему теперь предстоит жить. Хотя она хорошо принимает мальчика, он, сосредоточенный на горьком чувстве утраты, после прощания с дядей и о. Христофором, плачет; с этих слез и начинается его «новая, неведомая жизнь», о которой можно сказать, что едва ли она будет радостной.

Емельян — подводчик лет сорока, с длинным лицом «с жидкой козлиной бородкой» и «с губчатой шишкой под правым глазом»; двигаясь за обозом, он помахивает обеими руками, как будто дирижирует, и «что-то гудит себе под нос»; у него «сиплый, придушенный голос». Когда-то Емельян был обладателем удивительного голоса и 15 лет пел в церковном хоре, но однажды, выкупавшись в Донце, застудил горло и потерял голос. Считает себя «пропащим человеком». Когда подводчики купаются в жаркий день, Емельян, наученный горьким опытом, опасается входить в воду глубже, чем по колено.

Кирюха — подводчик, приятель Дымова, «низенький», «коренастый» и «чернобородый», в его голосе и смехе «чувствовалась непроходимая глупость». Он не отстает от сильного Дымова и готов одобрять все его выходки. Так, например, став свидетелем убийства ужа, он разражается «басистым, кашляющим смехом». В прошлом Кирюха «жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».

Кузьмичев Иван ИванычN-ский купец, дядя Егорушки по матери. Хотя внешне (он бреет бороду и носит очки) Кузьмичев «больше похож на чиновника, чем на купца», типично купеческая жажда получения скорейшей торговой прибыли составляет главный стержень его жизни, он «фанатик своего дела», с его лица практически никогда не сходит выражение «деловой сухости», придающее его чертам что-то «неумолимое, инквизиторское». Не разделяя стремлений своей сестры к «дворянству» и «образованию», он убежден, что и Егорушке лучше было бы пойти не «в ученые да благородные», а по «торговой» части. Саму поездку с племянником и хлопоты по его устройству в городе он воспринимает как известную обузу для себя, отвлекающую от более важных дел. Перед Варламовым, как фигурой более крупного ранга, Кузьмичев чувствует себя «маленьким и зависимым», и тогда на его лице появляется выражение «заботы и страха».

Мойсей Мойсеич — хозяин постоялого двора, немолодой еврей с бледным лицом и черной, «как тушь», красивой бородой, высокий и тощий, когда говорит, то всплескивает руками и «взмахивает фалдами». Останавливающихся на его постоялом дворе богатых русских, таких как Кузьмичев и о. Христофор, встречает преувеличенными комплиментами, беспорядочно хлопочет и всячески суетится, стараясь им угодить. У него есть жена Роза и шестеро детей. К Егорушке Мойсей Мойсеич и его жена относятся с нежностью, как к оставшемуся «без маменьки»; посовещавшись, они решают угостить его большим пряником в виде сердца, так как ему «некому теперь гостинца дать».

Соломон — брат Моисей Мойсеича, невысокий молодой еврей, с большим птичьим носом, хитрыми, насмешливыми глазами и презрительной улыбкой на «жирных губах». Одно время на ярмарке в N, в балагане, этот герой повести «Степь» Чехова «представлял жидов» — рассказывал сцены из еврейского быта и пользовался большим успехом. Но потом прекратил эти выступления, скорее всего под влиянием выработанной им самим жизненной философии, согласно которой главное зло в мире — это деньги, заставляющие менее богатого лакейски пресмыкаться и заискивать перед более богатым. Эту философию Соломон, сам сжегший в печке все деньги, оставленные ему в наследство отцом, в лицо излагает всем, кого подозревает в таком заискивании. Он открыто презирает своего брата, называя его «лакеем у проезжающих», открыто намекает на то, что таким же «лакеем», только у Варламова, является Кузьмичев. По словам Мойсея Мойсеича, считающего своего брата сумасшедшим, потому что он «никого не почитает» и «никого не боится», — Варламов за подобную откровенность однажды побил Соломона, а заодно и самого Мойсея Мойсеича кнутом.

Холодов Пантелей Захарович — подводчик, тощий и малорослый старик с седой бородой и «строгим, сухим» выражением лица. Родился в городе Тиме Курской губернии. Как приверженец «старой веры», Пантелей в бытовом поведении отличается от других подводчиков; кашу ест не из общего котла, а из своей «деревянной чашечки», воду пьет из специальной лампадки, не ест раков. Сопровождая обоз, он безостановочно говорит о чем-то, мало заботясь о том, слышат ли его окружающие. Почти всю дорогу он идет босиком, потому что у него больные ноги, а при ходьбе босиком боль, по его словам, отпускает.

О. Христофор Сирийский — настоятель N-ской Николаевской церкви, «маленький длинноволосый старичок» лет 70 с небольшим. Мягкий, легкомысленный и смешливый, он с радостным умилением взирает на мир Божий, в котором готов видеть одну только светлую сторону; на его лице то и дело появляется «широкая» восторженная улыбка. В отличие от Кузьмичева этот герой повести «Степь» Чехова уважает науки и образование и едущего учиться Егорушку сравнивает с Ломоносовым. В молодости он сам подавал в этом отношении блестящие надежды; уже в 14 лет «говорил и стихи сочинял по-латынски, все равно как по-русски», потом научился читать «и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику и гражданскую историю», и ему уже пророчили, что из него выйдет «ученейший муж, светильник церкви». Однако родители не благословили его продолжать учение, что о. Xристофор воспринял со смирением, как должное: «ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался». Он и в старости вполне доволен своей жизнью. Помимо отправления своих прямых обязанностей как священника отец Христофор занимается еще и торговлей — «продает шерсть», но и в коммерческих делах (в которых он умеет разбираться не хуже, чем Кузьмичев) его интересует не столько прибыль, сколько суета и общение с людьми, а в деловой поездке — прежде всего новые впечатления, доставляемые ею.

Когда о. Xристофор во время привала снимает с себя облачение и остается в заправленных в высокие сапоги брюках и «кургузой курточке», то кажется Егорушке похожим на Робинзона Крузо.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12933