Анализ повести "Степь" Чехова А.П.
Кратко: Этапным произведением Чехова является повесть «Степь» (1888). Она «мой шедевр, - писал Чехов, - лучше сделать не умею». Над повестью писатель работал очень тщательно, специально совершил поездку в Таганрог и Приазовье, чтобы воскресить в памяти «дорогие образы и картины». На первый взгляд, в повести все просто - изображена степь, увиденная мальчиком Егорушкой: выжженная зноем бесконечная равнина, тоскливая песня умирающей травы, сонная девка на возу, два пастуха, подводчики с их нехитрыми судьбами и т.д. Современная Чехову критика большего и не увидела: талантливо выписанные отдельные картинки, не связанные идейным замыслом. Новаторскую сущность «Степи» почувствовал Плещеев: «Пускай в ней нет того внешнего содержания - в смысле фабулы, которое так дорого толпе, но внутреннего содержания дано неисчерпаемый родник». «Внутреннее содержание» не сразу открывается читателю. Повесть Чехова многотемна. В ней и тема родины, бескрайней, богатой, прекрасной, тоскующей под безжалостным гнетом зноя; и тема народа: былинные богатыри должны были бы населять эту степь, а бродят по ней заурядные возчики, чабаны, купцы, ищущие хозяина степи - Варламова; и тема счастья: в чем оно - в учении, в деньгах, в сладком прянике, в любви, в единении с «прекрасной суровой родиной»?; и тема одиночества: в небе парит одинокий коршун, у дороги - одинокая каменная баба, одинокая мельница, одинокий красавец-тополь, даже счастливый молодожен одиноко бродит по степи. Все герои повести по-своему одиноки и по-разному несчастны. Какие-то неизвестные законы мешают им приобщиться к красоте и гармонии степи. Вся повесть пронизана ощущением конца чего-то, за чем последует какая-то иная жизнь. С этим ощущением живет и природа, и все герои повести. В природе ожидание разрешилось страшной ночной грозой. Из всех героев новая жизнь наступит только для Егорушки, но последняя фраза повести: «Какова-то будет эта жизнь?» - едва ли имеет отношение только к мальчику. В сознании читателя вопрос расширяется: что будет с другими людьми, со страной, в которой они все живут? Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 Подробнее: Повесть «Степь» (1888) — первое произведение, напечатанное в толстом журнале и открывшее Чехова для классической литературы. В самом начале 1888 г. известный писатель Д. В. Григорович предложил молодому автору для большого произведения взяться за тему самоубийства 17-летнего мальчика. Однако Чехов отказался от нее: «На измучивший всех вопрос нужен и мучительно-сильный ответ, а хватит ли у нашего брата внутреннего содержания?». К тому времени уже был опубликован чеховский рассказ «Володя», заканчивающийся самоубийством юноши. Возвращаться к этой теме Чехов не захотел. В своей первой повести он не собирался углубляться в идеологически напряженную тему: в его представлении она была связана с жизнью уходящего поколения. Повесть «Степь» имела подзаголовок «История одной поездки». В письме к В. Г. Короленко от 9 января 1888 г.: «Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи», — Чехов сформулировал стоящую перед ним в новом произведении двуединую задачу: описать степь и передать переживания взрослого и ребенка. Задачу описания автор решает введением двух психологических точек зрения. Разнообразная жизнь степи: в движении, в красках и звуках — передана через восприятие повествователя и девятилетнего мальчика Егорушки. В своем непосредственном, эмоциональном и чутком отношении к природе взрослый и ребенок близки. Соприсутствие двух отправных точек для описания обусловило разные смысловые перспективы в повести. Впечатления дневной и ночной жизни степи возвышают чувства повествователя до переживаний «торжества красоты», дарят ему ощущение «расцвета сил и страстной жажды жизни», душа говорящего «дает отклик прекрасной, суровой родине». Степь в понимании взрослого «сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные». Звездное небо рождает у него мысль об одиночестве, о смерти, «и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной...». А Егорушку непонятные и странные для него степные просторы «наводят» «на сказочные мысли». Взрослому только «приходят на память степные легенды... сказки няньки-степнячки». Детское же воображение уже наполняет степное пространство былинными героями и сошедшими со страниц Священной истории колесницами. Детское восприятие, близкое к мифологическому, не олицетворяет окружающее: ребенок еще не отделяет мир человека от природы. В описание, словно просыпаясь, органично входит древняя образность, женское пение Егорушка принимает за плач травы. Если со взрослым взглядом на окружающий мир в повести связаны экзистенциальные темы жизни и смерти, то с детским — тема памяти: благодаря воображению ребенка проявляются глубинные, доисторические пласты жизни. Разные точки зрения в описаниях сопряжены, и это открывает читателю полноту бытия. Однако их взаимодействие в повести сложнее: детское восприятие неукоснительно накладывает ограничение на взрослое, явно препятствуя интеллектуальному постижению мира, и оно же властно удерживает взрослого в области непосредственной эмоциональной реакции. Режиссер К. С. Станиславский не раз повторял, что «познать — на языке художника значит почувствовать». Погружение в мир детских чувств открывало писателю возможность обретения особого — чувственно-эмоционального — аспекта познания мира. «“Степь”, — настаивал писатель Б. Зайцев, — одно из самых непосредственных его (Чехова. — Авт.) писаний, именно таких, где сам он мало понимает, что пишет (особенно как доктор Чехов, почитатель Дарвина), и не надо ему понимать. “Степь” просто поэзия, понимать нечего, надо любоваться». Читая чеховскую повесть, современники обратили внимание на описание, пронизанное эмоцией, по точному замечанию одного из них, молодой автор создал «описательную поэзию». А. Н. Плещеев (известный поэт старшего поколения) утверждал, что в повести «Степь» «бездна поэзии». В «Степи» автор с особой тщательностью рисовал сцену грозы, этот эпизод очень долго не удавался, но художник не уступал — передать красоту мира позволяло погружение в детские переживания. Б. Зайцев справедливо полагал, что «Влияние “Степи” на человека благотворно, это благословенная вещь <...> по всему повествованию разлита радость изображения Божьего мира». Мир открывается взору Егорушки и разворачивается по мере продвижения по степи. Этот мир заполняют попутчики, встречные люди с их историями, единичные впечатления мальчика, связанные с постоялым двором и с живущей там еврейской семьей, с ночной грозой, с рыбалкой. Разные части повести (описания, истории персонажей, сцены) присоединены автором друг к другу либо сочинительными связями, либо по контрасту. Жанровая форма «романа дороги», вносящая в повесть многообразие встреч и впечатлений, «накладывается» на пространство «степи», направление движения в котором отличается «свободной непредсказуемостью» (Ю.М.Лотман). По логике собственно человеческого развития переход Егорушки во взрослый мир закономерен. Вместе с тем маленький герой, буквально вброшенный во взрослую жизнь, страстно хочет вернуться в мир детства. Это противоречие становится одним из важных импульсов для сюжетного развития повести. В ее финале на первый план выходят исполненные драматизма переживания необратимости перемен. Однако Чехов не стремился жестко «центровать» сюжет темой взросления, он последовательно вписывал «историю одной поездки» в жизнь необозримых просторов степной природы, в многовековое течение русской жизни. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3886
| |