"Спящая царевна" (Жуковский): анализ сказки
«Спящая царевна» (Жуковский) написана в 1831 году по мотивам сказки братьев Гримм «Царевна-шиповник», незадолго перед этим переведенной на русский язык Жуковским (подобный сюжет есть и у Ш. Перро). Вместо гекзаметра поэт использует четырехстопный хорей, в этом сказывается влияние А.С. Пушкина. Василий Андреевич стремится придать своему созданию русский колорит. Герои «Спящей царевны» Жуковского — «добрый царь Матвей», его жена, двор, прекрасная царевна, царский сын. В сказке есть традиционный зачин народных сказок («жил-был»), концовка («По усам вино бежало,/ В рот ни капли не попало»), устойчивые выражения («Что ни в сказке рассказать, /Ни пером не описать»). Царевна одета и причесана по-русски. Все остальное, пожалуй, описано вполне нейтрально. Пейзаж, интерьер, герои могут быть соотнесены с любой страной. Хотя в мастерстве описания Жуковскому не откажешь. Замечательно нарисован царский двор, погруженный в сон. В сказке сильна романтическая струя. Судьбами героев, их поступками руководит рок, предначертанное должно сбыться до мельчайших деталей. Три века должен продлиться сон царевны, поэтому все смельчаки, отправлявшиеся на ее поиски до срока, погибали в «диком бору». Тема судьбы, данной свыше, уже была разработана поэтом в похожем сюжете баллады «Двенадцать спящих дев». Герой этого произведения — Вадим — более чем царевич, чувствует над собой власть предначертанного, сознательно отказываясь от возможного счастья с киевской княжной, он отправляется в неизвестность, слыша таинственный зов. Герои «Спящей царевны» Жуковского, как и других его произведений, наделены индивидуальными чертами характера. Царевич, например, не только решителен, пылок, но и деликатен. Сказка «Спящая царевна» — творческая удача В.А. Жуковского, хотя в поэтическом состязании победил все-таки А.С. Пушкин. Н.В. Гоголь, тоже живший в это лето (1831 г.) в Царском Селе, с восторгом следил за результатами творчества старших друзей. Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7006
| |