Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение по роману "Отцы и дети" Тургенева)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан и опубликован в 1862 году, то есть фактически сразу после отмены крепостного права в России. Именно это событие и последовавшие за ним изменения в российском обществе побудили писателя обратиться к философским, идейным, морально-нравственным и эстетическим проблемам, получившим освещение в романе.

В основу композиции положен идейный конфликт между представителями старого и нового поколения. В более широком смысле это конфликт между представителями основных общественно-политических сил в России 50—60-х годов XIX века, то есть между дворянами-либералами (в лице братьев Кирсановых и Кирсанова-сына) и разночинцами (в лице Базарова).

В то же время роман «Отцы и дети» отражает и разногласия между Тургеневым (он был сторонником реформ, постепенного преобразования российского общества) и наиболее активными писателями-демократами, выступавшими за революционный путь проведения государственных преобразований (к этому лагерю принадлежали, в частности, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов).

Чтобы в полной мере оценить масштабность отражённого в романе конфликта, достаточно рассмотреть противоречия и расхождения во взглядах между «отцом» — Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей», молодым разночинцем Евгением Базаровым.

Аристократ «на английский манер» Павел Петрович Кирсанов воспитывался на идеалах дворянства конца XVIII — начала XIX века, когда понятия сословной чести были основополагающими и неотделимыми от самого звания дворянина. В романе он предстаёт человеком, «весь облик которого, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». Будучи убеждённым и непримиримым идеалистом, Павел Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Евгения Базарова — студента-естественника, приверженца материалистической точки зрения на историю и развитие общества. Неудивительно, что после нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью — такой исход вполне отвечал этическим принципам аристократа Павла Кирсанова.

Евгения Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Его взгляды основаны на неприятии всего, что ему видится косным, отсталым. Базаров отрицает практически всё, что не имеет естественной, материальной основы. И даже духовное начало он исключает из области своих интересов как нечто лишнее, мешающее. Всё это приводит к тому, что личность Базарова ярко выделяется как на фоне приверженного традициям семейства Кирсановых, так и на фоне Ситникова и Кукшиной — своих карикатурных «двойников», кичащихся показным нигилизмом. Нигилизм Базарова основан на внутреннем убеждении. Он заключается в отбрасывании всего ненужного, не относящегося к поставленным жизненным целям.

Сверхрациональная натура Базарова, высмеивающего и отвергающего изжившие себя принципы «отцов», представляется, на мой взгляд, более сильной и душевно устойчивой, чем характеры братьев Кирсановых. Вместе с тем жёсткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на идейное одиночество.

Самым уязвимым в позиции Базарова является то, что, отрицая всё и вся, он ничего не противопоставляет взамен. Возмущённый его идеями и слепой верой в них, Павел Кирсанов восклицает: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить!». Справедливость этого упрёка очевидна.

Будучи убеждённым рационалистом и материалистом, Базаров не осознаёт, что в его душе вопреки всякой воле живёт романтик. И отнюдь не случайно именно испытание любовью стало той отправной точкой, с которой началось изменение характера героя и запоздалое переосмысление им своих жизненных позиций.

Столкновение с реалиями жизни, с невозможностью категорического отрицания всего — нравственных идеалов, искусства, любви — в финале романа приводит Базарова к трагическому ощущению пустоты. Он не видит для себя места в этом мире. «Я нужен России? Нет, видно, не нужен », — мужественно признаёт Базаров перед смертью.

К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов. Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович много размышлял обо всём случившемся и несколько смягчился по отношению к молодёжи. «Мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету», — произнося эти слова, Павел Кирсанов, как мне кажется, частично признаёт несостоятельность своих взглядов на данном этапе развития России.

Итак, в идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всём безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Тургенев И.С. | Добавил: katerina510 (25.07.2017)
Просмотров: 292 | Теги: Отцы и дети, Базаров
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar