Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

"Юность": анализ повести Толстого Льва Николаевича

  • Статья
  • Еще по теме

Над последней частью автобиографической трилогии Л.Н. Толстой работал в 1856 году. В августе 1856 года он приступает к третьей редакции и записывает в дневнике, что диктует «Юность» «с удовольствием до слёз». К сентябрю работа завершена, но Толстой не удовлетворён. 28 сентября 1856 года он записал: «Кончил „Юность", плохо...» Толстой посылает ее на отзыв критику А.В. Дружинину. Ответ от Дружинина укрепляет веру Толстого в возможность опубликования «Юности».

Переход от «Отрочества» к «Юности» логичен и естественен; связывают эти произведения мотивы дружбы — они завершают «Отрочество», они же начинают «Юность». Поначалу кажется, что не произошло никаких изменений в естественном течении жизни и в герое. Но это не так. Жизненный и творческий опыт самого писателя значительно обогатился. Изменились под воздействием Крымской войны его взгляды, отношение к происходящему и прежде всего к самому себе.

В «Юности», как и в дневнике Толстого, проявляется всё возрастающее критически-недоверчивое отношение к происходящему, которое обращено прежде всего на самого себя. Последняя часть трилогии стала художественным воплощением тех мыслей, чувств, идей, которые запечатлены в дневнике в процессе непосредственных душевных потрясений.

Для героя Толстого, а его личность совершенно естественным образом проецируется на самого писателя, выходом из одиночества, исканий и сомнений является дружба. Она — путь к духовной деятельности, к постижению возвышенных целей в жизни.

Наполнение второй главы («Весна») вопреки названию выходит далеко за пределы описания природы. «Весна» — это скорее символ преображения, обновления человека.

Стремление к самоусовершенствованию и нравственному обновлению приводит Николеньку к мыслям о духовном очищении, необходимости исповедания. Вспомнив, что он забыл признаться в одном из своих грехов, герой едет в монастырь. Николенька неприятно поражён, что извозчики равнодушны к его усердию. Именно в этот момент он ощущает, что в его сердце закралось самолюбие, гордыня — один из грехов, от которого юноша никак не может освободиться.

Вопросы нравственности становятся для Толстого в «Юности» основными, а исследование душевной жизни героя — главной художественной задачей. По мнению Н.Г. Чернышевского, заслугой Толстого стало то, что он открыл диалектику души, передал «психологический процесс, его формы, его законы...», т.е. переход одних чувств в другие.

Постоянная самопроверка, неудовлетворенность собой, неуклонное стремление к правде, готовность самого себя уличать во лжи или неискренности — характерные качества Николеньки Иртеньева.

Способствует душевным исканиям героя и друг Николеньки — Дмитрий Нехлюдов. Именно эту фамилию носит герой повести «Утро помещика», хлопочущий о сближении с крестьянами. Тот же Дмитрий Нехлюдов станет человеком с омертвевшей, но ещё способной к воскрешению душой в последнем романе Толстого — «Воскресении».

Дмитрий Нехлюдов в «Юности» — человек ищущий и постоянно размышляющий о главных вопросах жизни. Он понимает необходимость выполнения своего нравственного долга перед людьми. Этим Нехлюдов противопоставлен Володе и его приятелю Дубкову, для которых поведение и мысли Дмитрия непонятны и являются предметом насмешек. Их самодовольству и лёгкости в романе противостоит требовательная серьёзность Дмитрия.

Николенька испытывает влияние не только Дмитрия Нехлюдова. С момента поступления в университет он проходит своеобразный период прозрения. Оказывается, что его сверстники, не прошедшие домашнего воспитания, жившие и учившиеся без гувернёров, подготовлены к экзамену не хуже молодых дворян, а часто отвечают лучше. Это заставляет Николеньку задуматься, но не избавляет ещё от барских привычек: теперь, став студентом, он должен иметь рысака, кучера и при случае щеголять этим. Эти сцены романа важны ещё и в том отношении, что подчёркивают невозможность полного слияния Толстого с его героем. При всём кажущемся единстве автор никогда не испытывал пренебрежения к разночинцам и крестьянам.

Николеньке противопоставлены Семёнов и Зухин, у которых молодой человек может научиться пренебрежению светской суетой. Деятельный, всего достигающий исключительно своим трудом Зухин — противоположность герою, и юноша остро ощущает это скрытое противостояние. Зухин сильнее его в физике и в художественной литературе. Он читал больше Николеньки. Его вкусы выражены чётко и определённо.

Толстой дает возможность и герою, и читателю сделать выбор: можно следовать дорогой Дубкова, квартира у которого «необыкновенно хороша»: «везде были ковры, картины, гардины, пёстрые обои, портреты... пистолеты, кисеты и какие-то картонные звериные головы». Внутренней рифме «портреты — пистолеты — кисеты» (стихи здесь — это своеобразная поэтизация) здесь же противостоит прозаическое, почти метафорическое словосочетание «картонные звериные головы». Картина снижена, низведена до примитивного быта, подделки (звериные головы — картонные).

Сложная внутренняя работа, происходящая в Николеньке, убедительно передана в главе «Чем занимались Володя с Дубковым».

Настоящее и поддельное, истинное и ложное — эти категории станут для Толстого необыкновенно важными на всю его писательскую жизнь. Мнимо высокое, мнимо интересное, мнимо важное решительно противопоставлено всему настоящему. Это проявляется, в частности, в испытании героя любовью. Николенька вспоминает предмет своего обожания лишь тогда, когда миновал уже пять станций в пути, и то как-то холодно: внушает себе мысль, что «надо думать о ней». Чувство лишено поэзии, а без поэзии, по Толстому, вряд ли возможна настоящая любовь. Нельзя внушить себе это чувство. Если же пытаешься это сделать, значит, оно ложное, ненастоящее. И вновь контраст — в «Юности» это один из основных художественных приёмов. По контрасту дается воспоминание о доме детства, где всё было согрето настоящей любовью, где каждая вещь многое говорит сердцу: «задвижка, косая половица, ларь, старый подсвечник», всё, что «так дружно между собой» в старом доме, где постоянно живёт память о матери. Эти воспоминания но-настоящему поэтичны, окрашены истинным чувством.

Многое из того, что раскрыто или ещё только намечено в « Юности», разовьётся затем, наполнится новым смыслом и художественным обобщением в последующих произведениях Л.Н. Толстого. Его трилогия — это замечательное начало большой писательской жизни и одновременно — весомая заявка на будущее.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

Понравился материал?
26
Рассказать друзьям:
Просмотров: 25600