«Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворения
Прославленное стихотворение 1830 года «Цицерон» (Тютчев), анализ которого мы проведем, обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует знаменитого оратора этой эпохи, оказавшегося свидетелем не столько римской славы, сколько очевидцем «ночи Рима» (здесь возникает перекличка с пейзажной тютчевской зарисовкой ночного города античности). На долю трибуна досталось видеть зрелище «бурь гражданских и тревоги», то есть ту пору, когда в крови гражданской войны 48—45 годов до н. э. погибла аристократическая республика, поборником которой был Цицерон. На смену республиканской власти пришла жестокая диктатура Юлия Цезаря. Цицерон скорбит и произносит свою крылатую фразу (в книге «Брут» сказано: «Скорблю, что, вступив на жизненную дорогу с некоторым опозданием, <...> погрузился в эту ночь республики»), звучащую в цитатном переложении Тютчева так: «Я поздно встал — и на дороге // Застигнут ночью Рима был!» Вознеся своего героя на Капитолий, автор стихотворения даёт возможность Цицерону увидеть с самого высокого холма города «величье» заката «звезды кровавой» прежней славы. Образ, нарисованный поэтом, обретает благодаря этому художественному приёму черты возвышенного, что отвечает высоте замысла русского поэта. Человек оказывается перед лицом самой Истории, её решительных и грандиозных сдвигов, причём не самых радостных и счастливых. Отсюда, от этой величественной картины, нарисованной поэтом, естествен переход к тому философскому заключению, которое содержится во второй строфе этой двухчастной композиции. Звучит знаменитый афоризм Тютчева: Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! В этих «роковых минутах» автор видит духовное пиршество людей и определяет их как «высокие зрелища», бессмертные в истории человечества. Свидетеля же этих событий Тютчев готов поставить рядом с небожителями. Лирический герой стихотворения «Цицерон», анализ которого нас интересует, благодарит судьбу за эту участь быть зрителем исторических катаклизмов. Как видим, Тютчев отнюдь не уходит в сторону от тревог и бурь истории и вовсе не отгораживается от них в своей пейзажной и любовной лирике, считая, что стихотворение это явилось откликом на французскую революцию 1830 года. Если это так, то очевидна двойственность отношения к ней Тютчева. С одной стороны, она для него смута, кровавая вакханалия, хаос, ночь истории, как для Цицерона ночью являются гражданские войны Рима. Ведь это гибель монархии и предвестье буржуазного господства. С другой — она «высокое зрелище», кровавая «звезда», «минута роковая», лицезреть которую — счастье и блаженство. Историческое время сопрягается у поэта с вечностью, вневременностью, с высоты которой он глядит на акт истории. Он видит в этом акте «преизбыток» жизненной энергии его участников. В стихотворении «Цицерон» (Тютчев) слышатся яркий оптимизм молодого романтика, его посыл в будущее к тем, кому доведется быть зрителями или участниками сдвигов и «звездных часов» грядущего. Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3945
| |