Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

"История одного города": смысл названия произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Конечно, слово «история», вынесенное в заглавие произведения, в чем-то затрудняет понимание смысла названия. Множество параллелей с российской историей, упоминание имен видных русских историков вроде бы должны утвердить читателя во мнении: перед ним пародия. Тем более что уже один пример такого пародийного описания истории в 1868 году показал А. К. Толстой, который создал сатирическое произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», где «вслед» за многочисленными историографическими трудами излагает ход событий «по царям». На первый взгляд Щедрин придерживается того же принципа организации материала, однако внимательный читатель заметит, что писатель легко, словно карты, тасует исторические личности и переставляет даты, утяжеляя свое повествование многочисленными анахронизмами. Все это словно говорит: перед нами не пародийная история, а нечто другое. Что же? Попробуем разобраться.

Глава «О корени происхождения глуповцев», безусловно, адресует читателя к легенде о призвании варягов на Русь. В ней говорится о том, как головотяпы, устав от своей глупости, призывали себе князя. Кстати, давайте вспомним, а почему их прозвали глуповцами. Да потому, что они Волгу толокном замешивали, блинами острог конопатили, небо кольями подпирали и за семь верст комара ходили ловить. А что еще глупого совершили головотяпы? Да призвали себе князя! И оказывается, что встречать рака с колокольным звоном, сгонять щуку с яиц, в кошеле кашу варить и искать себе князя — действия одного порядка. Разве может умный человек добровольно отдать свою свободу, да еще и подати платить? Разве это не столь же глупо, как и теленка на баню тащить или козла в соложеном тесте утопить? Так постепенно до сознания читателей доходит мысль о нелепости, внутренней несостоятельности легенды о «добровольном призвании» варягов, о «благодетельности» самовластия для народа. Так исподволь ставится основная проблема книги - проблема взаимоотношений народа и власти.

Чтобы убедиться в правоте выдвинутой гипотезы, давайте вновь обратимся к названию книги — «История одного города». Как отметил один из исследователей, сочетание слов «одного города» заставляет вспомнить некий безымянный российский город, от которого хоть «три года скачи, никуда не доедешь», воссозданный на страницах множества произведений русской литературы XIX века. Таким образом, перед нами некий обобщенный образ всех российских городов. «Более того, — продолжает исследователь, — именование «один город» заставляет вспомнить стереотипные зачины такого рода текстов, как притчи, предмет изображения в которых «один (некий, любой, всякий) человек». Опираясь на подобное сопоставление, мы вправе дополнить наше толкование еще одним смыслом: «один город» — типизированное изображение человеческого общества, его коренных проблем, как они видятся автору».

Попробуем развить высказанную мысль о том, что город Глупов — это особый город. Этот своеобразный город расположен на месте Гиперборейского моря (так обозначалась на древних картах Восточно-Европейская равнина), основан на болотине (напрашивается совершенно очевидная ассоциация с Петербургом), граничит и воюет с другими государствами, а градоначальник совмещает в себе черты городничего и царя. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск. И правят им столь же гротескные фигуры, которых даже трудно назвать людьми. Да и сами события, происходящие в городе, реальны и фантастичны одновременно, то есть тоже гротескны.

Таким образом, последовательное погружение в название щедринской книги помогает внимательному читателю постичь не только ее глубокий смысл, но и выйти на центральную проблему произведения, проблему народа и самовластия.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9750