Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Желание" Пушкина: анализ

  • Статья
  • Еще по теме

Все ли произведения сюжетны? В полной мере сюжетны лишь эпос и драма; лирические произведения с ослабленным или отсутствующим событийным планом обходятся без сюжета. Понятие «точечного» сюжета (В.В. Кожинов) применительно к ним представляется малопродуктивным. Возьмем для примера лирическое стихотворение А. Пушкина «Желание».

Событийный план в этой элегии напрочь отсутствует, так как пространственные и временные передвижения лирического героя не входят в сферу авторского сознания. В сущности здесь ничего не происходит, кроме неопределенно длящегося переживания «все горести несчастливой любви» «в унылом сердце множит» «каждый миг». Лирический герой практически бездействует, не совершает никаких поступков, а только пассивно реагирует на обуревающие его чувства: молчит, льет слезы и легко прощается в финале с жизнью во имя любви. Художественный мир лирического стихотворения, тем не менее, подчиняясь общим литературным закономерностям, наполнен движением, действием. Но движение это связано не столько с планом содержания, сколько с планом выражения. Конфликтное напряжение разрешается не через сюжет, а через развитие лирической темы.

В данном случае, как мы видим, тематический материал вводится без внятной ориентации на причинно-временные связи. Стихотворный текст распадается на две неравновеликие части:

1) восемь первых стихов, сопряженные в четверостишия перекрестной рифмовки, представляют собой образное описание чувства неразделенной любви;
2) заключительное четверостишие охватной рифмовки, резко меняющее интонацию, — прощальное обращение к опостылевшему «часу» (т.е. времени) жизни и блистательная формула вечного уравнения любви и смерти. Налицо очевидное противоречие: лирическому герою "дорого мученье его любви", поэтому он готов умереть, но умереть любя.

Таков внутренний конфликт, форсированно динамизирующий лирическую тему, стимулирующий ее развертывание согласно не формальной, а поэтической логике.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8342