Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Руслан и Людмила": описание и анализ поэмы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Руслан и Людмила» — поэма А.С. Пушкина. По свидетельству поэта была начата еще в Лицее. Сохранившиеся черновики датируются временем после 15 декабря 1818 г. Закончена весной 1820 г. в Петербурге. Эпилог написан на Кавказе в июле 1820 г., а вступление в Михайловском в 1824—1825 гг. Отельным изданием поэма вышла летом 1820 г. Второе издание, включившее эпилог и пролог, появилось в марте 1828 г. Замысел произведения связан с идеей писателей «Арзамаса» о национальной лиро-эпической поэме. Пушкин опирался на лубочную литературу, волшебно-рыцарский роман, богатырскую поэму, традицию волшебно-комической оперы, сказки, баллады. Среди источников следует назвать «Двенадцать спящих дев» Жуковского, «Орлеанскую девственницу» Вольтера, «Историю государства Российского» Карамзина.

Поэма «Руслан и Людмила» Пушкина скреплена авторским голосом, перебивающим лирический рассказ ироническим комментарием. Шутка и игра позволяют поэту расширить творческий диапазон повествования и субъективного выражения. Одновременно к иронии и лиризму присоединяется скептическая окраска, типологически родственная настроению кружка «Зеленая лампа». В результате исчезает всякая таинственность, характерная для сочинений Жуковского, художественный космос Пушкина просветляется и гармонизируется. Поэма предстает дружеской беседой автора с читателем. Дружба и свобода — ключевые темы в «Руслане и Людмиле». Уже в шутливом посвящении Пушкин объявляет главные слова-символы, обозначающие смысловой стержень: душа-любовь. Эротический настрой служит возведению творчества, в котором освобождается «я» поэта, от условностей реальности. Это лирическое размышление об обретении высшего идеала в любви.

Похищение Людмилы Черномором — метафора пленения человеческой души демонами и миражами страха. Ищущий молодую жену Руслан — скиталец, стремящийся вернуть потерянную часть своей личности. Дороже всего не обладание волшебством, а победа верности. Герой говорит о Людмиле: «души моей супруга». Возвращение же к пиршеству жизни осуществимо через смерть: ее варианты — сон Людмилы и умирание Руслана. Раскрытию смысла служит и история Финна о Наине. Миропорядок строится на беззаветности сердечного слияния. Пушкин поэтизирует космологию брака, равно как и космологию чувственности. Мудрость проявляется в любви и радости. Один из символов назван в поэме: Киприда (Афродита). Возрождение души мыслится в новом мире свободы. Античные аллюзии и детали славянской древности придают произведению абсолютную художественную меру. В поэме нет следов исторического разрыва. Ее совершенный гармоничный стиль демонстрирует единство жизни. Поэт называет в эпилоге главнейшие идейные оппозиции, которые скрывает череда происшествий. Не принимая законы «света», отвергая глупость и досужесть людской молвы, он обретал вдохновение благодаря дружбе, любви, свободе. Расчету противопоставлен сердечный порыв, обыденности — творческое возвышение. Поэма «Руслан и Людмила» Пушкина отличается удивительной пластичностью повествования, динамикой картин, что соответствует принципам романтической поэзии. В «Руслане и Людмиле» были нарушены традиционные жанровые и языковые границы. Героика переплелась с антибалладной пародией, высокая элегия — с шутливыми репликами. Смысловая раскрепощенность слова, его разностилевые вариации — книжная и простонародная — открыли простор для обогащения литературы необычными метафорическими значениями и знаками. Совпадая с тенденцией, установленной Карамзиным, Пушкин предложил новый художественный язык, ставший позднее литературным языком русской нации.

16 декабря 1821 г. в Москве состоялась премьера балета «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Этот спектакль, созданный знаменитым хореографом А.П. Глушковским, стал первым сценическим воплощением произведения Пушкина. Несомненный шедевр отечественного музыкального искусства — опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (1842 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2367