"Повести Белкина": анализ цикла А.С. Пушкина
"Повести Белкина" (1830) созданы в сентябре-октябре, в период Болдинской осени, в них мастерство Пушкина-прозаика достигло высокой степени совершенства, это выражается, помимо отточенного стиля, обращением к самым разным сюжетам, умением воссоздать разную обстановку, оригинальные, отличающиеся неповторимой индивидуальностью, характеры образов-персонажей. В них со всей полнотой воплотились основные требования к прозе, которые были определены Пушкиным еще в 1822-м году: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей...". А "Повести Белкина", по мнению исследователя творчества поэта С. Петрова, "явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы". Каждая из повестей посвящена изображению особой сферы жизни современного Пушкину русского общества, но они связаны между собой не только образом рассказчика, а и его творческой манерой, в основе которой лежит реалистическая трансформация традиций романтизма и сентиментализма в присущую только Пушкину прозу, открывающую собой новый этап развития русской прозаической литературы. Остановимся на двух, на наш взгляд, наиболее значительных произведениях из этого цикла. Повесть "Метель" насыщена фольклорными элементами, уже встречающимися в лирике Пушкина – "бес нас водит видно". Молодые люди, которые, вопреки воле родителей, решают соединить свои судьбы, так и не могут сделать этого из-за вмешательства препятствующих им высших сил. Образ метели и воплощает в себе эти высшие силы, ведь именно метель не даёт возможности свершиться тому, что неугодно свыше, и она же приводит к алтарю Бурмина и Марью Гавриловну тогда, когда они еще не ведают о существовании друг друга, но судьба их уже определена. Налицо романтическая коллизия, однако у Пушкина она настолько реалистически мотивирована, что нет никакой возможности усомниться в случайности произошедшего, если говорить о его причинно-следственной обусловленности. Исследователи "Повестей Белкина" единодушны в том, что наиболее значительным в идейно-художественном плане произведением здесь является повесть "Станционный смотритель", в котором оригинальность таланта Пушкина нашла выражение уже в его интерпретации известнейшей библейской притчи о блудном сыне. Автора интересует в первую очередь не сын с его страданиями, а отец, которому остается только ждать возвращения своего ребёнка, надеяться на это возвращение. В образе Самсона Вырина в русскую литературу вошел образ, получивший название "маленького человека", созданный на принципиально новой основе, нежели образы людей из народа, страдающих от своего униженного положения, которые существовали в литературе до него. Коренное отличие образа Вырина от предшественников заключается в том, что этот образ создан в русле эстетики реализма, его бесправное положение вызвано не какими-то личными качествами, а тем местом, которое он занимает в жизни. "Четырнадцатый класс" - это низшая ступень социальной лестницы, поэтому любой, кто стоит хотя бы на ступень выше, пользуется возможностью унизить этого "сущего мученика". Ситуация, к которой по сюжету повести оказался Вырин, для него трагически безысходна: его дочь Дуня, на которой "дом держался", покинула его, её хитростью увёз гусар Минский, который по-настоящему полюбил эту красавицу и умницу, да и она полюбила его. Получается, что счастье дочери строится на несчастье отца, и ситуация, действительно, представляется неразрешимой, ведь молодые люди и в самом деле любят друг друга... Попытка Вырина вернуть дочь оказывается не только тщетной, она заканчивается ещё большим унижением несчастного отца. Минский, повинившись перед ним, искренно пообещав, что "она будет счастлива", потому что "она меня любит", спрашивает у Самсона Вырина: "Зачем тебе её?"... С точки зрения разума он, наверное, прав, ведь и для Дуни лучше, что она любит и любима, что он обошёлся с ней "благородно", но как быть с отцовским сердцем?.. Могут ли "несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций" заменить Вырину все то, чем была для него в жизни дочь?... Пушкин безукоризненно точен в изображении психологии "маленького человека": повинуясь первому душевному порыву, Вырин выбрасывает деньги, "притопал их каблуком и пошёл... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился...". "Маленький человек" остаётся собой, его человеческое достоинство подавлено... Знаменателен финал повести. Ещё в первый свой приезд рассказчик обратил внимание на "картинки", изображавшие "историю блудного сына". В конце возвращается дочь, "Прекрасная барыня", которая попросила провести ее на могилу старого смотрителя, "легла здесь и лежала долго". О чем думала счастливая жена и мать, лежа на могиле оставленного ею отца?.. Пушкин не говорит об этом... Большой творческой удачей автора можно считать образ рассказчика. Это человек, обладающий чуткой душой, острым зрением, прекрасно владеющий словом и умеющий передать с его помощью тончайшие нюансы душевных переживаний своих героев, нарисованных им с большой любовью к людям. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3004
| |