Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Описание и анализ стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

  • Статья
  • Еще по теме

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — стихотворение А.С. Пушкина. Рукопись датирована самим поэтом — «1836 Авг. 21». Примыкает к так называемому «каменноостровскому» циклу 1836 г. Впервые стихотворение опубликовано Жуковским (с его поправками) в девятом томе посмертного собрания сочинений Пушкина (1841 г.). Уточненный текст напечатан П. Бартеневым в «Русском архиве» за 1881 г.

Это произведение восходит к оде Горация «Exegi monumentum» («Памятник»), к которой в русской литературе XVIII - начала XIX вв. обращались М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.В. Капнист, А.Х. Востоков. С.А. Тучков.

Пушкин значительно отступает от традиции, построив стихотворение на антитезе идольского и богочеловеческого. Текст поэтического завета противостоит эпиграфу: вместо истукана избирается Творец, взамен монумента — памятование, а вместо омертвения — вечная жизнь. Первая строфа пронизана мыслью о Христе. Контекст поддерживает семантика «сказуемости»: «воздвиг», «вознесся». Слова указывают на Воздвижение Креста Господня и Вознесение Христово. Крест-распятие — знамя искупления, залог бессмертия. Сопряжение в одном стихе слов-символов «воздвиг-нерукотворный» возводит смыслы стихотворения к иконографии Нерукотворенного Спаса и византийской гимнодии, задавая масштаб миссии Сына Божия, с которой отождествляется миссия художественного слова.

С развитием символики Вознесения связан мотив «главы непокоренной», отсылающий к страстям Господним, противопоставленный рукотворности. Реализация ее — Фарос александрийцев, «Александрийский столп», одно из семи чудес света, воплощение земного величия. Совсем иное — маяк жертвенности и любви, свобода, власть небесная. Духовная антитеза стихотворения — «крест» и «столп», знаки христианской и римской (языческой) эпох. Образ земного подобия небесной власти — символика святости — прослеживается во второй строфе стихотворения. Эпитет «заветная» возрождает событие Благой Вести, чему вторит лирическое откровение. Ожидание прославления — евангельская слава, достижение высот надмирных. Строфа пронизана идеей о нетварной жизни, благодаря которой есть и сотворенная. Третья строфа развивает тему апостольского дела, распространения Благой Вести, проповеди евангельского слова в истории. Называние имени Спасителя — принятие народами правды христианской, называние имени поэта — принятие поэтической правды его. Символика «сущего» скрепляет слова Богочеловека с богочеловеческим действием поэзии. Импульсом к творческому крещению является лик Сына Божия, угадываемый в сыне человеческом. Четвертая строфа расшифровывает тайну заповедей, направленность завета. На жертвенный престол выносятся любовь, добро, свобода, милость. Пробуждение «чувств добрых» — оживление сердечного ощущения мира и другого в мире, братского собрания. Восславить свободу — воздвигнуть крест себе. «Прославление» означает воскрешение. Пушкин мыслит о неземных упрочениях всемирного бытия.

Среди заповедей стихотворения особняком стоит «милость к падшим». «Падшие» — те, кто в грехе, кто не узнал Свет нетленный. Милосердие (милость) — повторение Христа в его отношении к людям, в спасении и излечении словом. Заключительная строфа стихотворения композиционно аналогична гласу Бога в «Пророке». Пушкин уповает не на венчание дельфийским лавром, а на венок терновый, на «терний». Поэзия оказывается вообще вне ценностей ночного мира: хвалы, клеветы, спора. В божественном сиянии поэтического слова — его фундаментальная прочность, бесстрастность и мудрость потаенная. Совершенно исчезает мотив гордости. Пушкинские смыслы отстоят от источников и самого Горация, и переложений его оды. В них проступает христианский пафос возврата к первоистоку. Пушкин отмечает религиозно-мистическую значимость литературы, прошедшей через причастие.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1454