Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Бесы" (Пушкин): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Отчётливо прослеживается связь стихотворения "Бесы" Пушкина с фольклором, образы "бесов", которые сбивают с пути христиан, широко распространены в русском фольклоре и в устном народном творчестве других народов. Для построения произведения характерен принцип "монтажа": одновременно мы знакомимся с мыслями и чувствами лирического героя, видим картины, на фоне которых эти мысли и чувства возникают, слышим разговор "барина" и ямщика, а также - тех самых "бесов", которые "водят" сани. Такая эмоционально-образная насыщенность текста обусловливает неослабевающий интерес к стихотворению, она вызывает сопереживание и как бы погружает читателя в мир, нарисованный Пушкиным в этом произведении.

Очень важное признание делает лирический герой в первой же строфе: "Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!". Страх перед нечистой силой естественен для христианина, кроме того, "неведомое" всегда вызывает настороженность, она страшит именно своей непривычностью, неизведанностью... Первая часть стихотворения "Бесы" Пушкина завершается рассказом ямщика, в котором нарисована картина "бесовских проделок", откровенно пугающая своей безысходностью.

Вторая часть (она начинается с тех же слов, что и само стихотворение, здесь используется прием анафоры - одинакового начала строф или частей стихотворения) - это картина, увиденная уже самим лирическим героем. Она еще страшнее, чем рассказ ямщика, потому что здесь испуг человека показывается на фоне испуга "чутких коней", обострённо воспринимающих опасность. Усиливает напряжение и образ вьюги: "Вьюга злится, вьюга плачет…". Наконец, апофеозом торжества "бесовского начала" можно считать видение (это реальность или ему только мерещится такое в буране?) лирического героя: "Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре...".

Ответ на вопрос о реальности происходящего мы частично получаем в последней строфе стихотворения: "Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...". Скорее всего, здесь дело не в "бесах" как таковых, а в присущем народу восприятии вьюги как шабаша злых сил, которое и вызывает соответствующее отношение ко всему происходящему - не случайно "надрывается сердце", которое, вероятно, и без этого неспокойно...

В художественном плане стихотворение "Бесы" интересно тем, что написано четырехстопным хореем - очень редким для Пушкина стихотворным размером, а также своеобразной композицией: первые четыре строки произведения повторяются в нем еще два раза, "обозначая" начало самостоятельных в смысловом и композиционном планах частей произведения.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6231