Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ стихотворения Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может..."

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Я вас любил...» Пушкина представляет собой слитный текст из двух четверостиший пятистопного ямба с перекрестной рифмой. Его цельность обусловлена как единством предмета, занимающего лирического героя, и его настроения, так и восходящей интонацией, подъемом тона на протяжении всего стихотворения. Она выявляется в устном воспроизведении, но, благодаря внутреннему слуху, очевидна и для читателя. Ее создает троекратное повторение признания «Я вас любил...», начинающего первую, пятую и седьмую строчки.

В первом случае оно начинает нейтральную в эмоциональном плане обрисовку психологического состояния. Оставаясь наедине со своей душой и заглядывая в ее сокровенные уголки, лирический герой признается, что прошлое оставило в ней глубокий след, сравнимый с тлеющим костром:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем...

В этом образе заметно развитие поэтической метафоры «огонь любви», которая в стихотворениях Пушкина претворяется в мотив пожара, освещающего окружающую мглу («На холмах Грузии лежит ночная мгла...»), одно воспоминание о котором «сердце трогает тайком» («Ел.Н. Ушаковой», 1825). Здесь внимание концентрируется на том воздействии, которое оказывает на героиню сознание, что ею зажжено пламя, сжигающее душу неразделенной, безответной любовью. Лирический герой готов скрыть ее, не желая тревожить, печалить ту, к которой обращается на «вы», постоянно вспоминая о разлуке (в восьми строчках формы местоимения повторены шесть раз). Противительный союз «но» показывает, что для него, несмотря на живое чувство, неприемлема дисгармония:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Таков вывод первого четверостишия, вслед за ним, без паузы, без пропуска, продолжается излияние, где искренность граничит с исповедальной откровенностью. Она становится достижимой при повышении тона речи: повторение признания влечет конкретизацию в обрисовке чувства. Оно было безмолвным, мучая ревностью и ощущением безнадежности:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим...

Неповторимая специфика ощущений лирического героя не раскрывается даже в таком признании. Интонационное возвышение открывает новую страницу, содержащую необычное сравнение: любовь была так искренна и нежна, что может быть примером для другого. Она, как солнце, высветила в душе все лучшее: в авторском представлении, это искренность, нежность, самоотверженность — черты, значимые для обобщенного образа влюбленного. В этой связи возникает мысль о существовании иных проявлений чувства, которые могут встретиться возлюбленной. Если лирический герой не смог стать для нее половинкой, восстанавливающей гармоничное целое, которым должна быть связь между любящими, то он готов пожелать ей «любимой быть другим». Важно лишь, чтобы его душа оказалась столь же открытой для любви, преданной и чувствительной, как у него. В третий раз повторенное признание ведет к вершине:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В мироощущении лирического героя доминирует тяга к гармонии, органичность которой выявляет инструментовка (от лат. «орудие», звуковая организация) стихотворения. В первом четверостишии, где любовь предстает сильным, обжигающим, но ненужным, лишним, способным только опечалить, встревожить чужую душу переживанием, звук «и» в сильной, ударной позиции встречается только однажды. Во втором четверостишии он становится ассонансом, слышным, несмотря на обилие других повторов и внутренних рифм (безмолвно, безнадежно, то робостью и др.), вполне отчетливо. Его значение возрастает в связи с тем, что на нем построено созвучие повторяющихся признаний («Я вас любил...», томим, так искренно). Он дополняет богатую звуковую палитру и внимание к нему выявляет, чего не хватает избраннице, чтобы стать счастливой. Ей надо «любимой быть другим», чтобы в мире восстановились гармония и согласие. Ради этого лирический герой и отказывается от стремления к счастью. Благодаря фоническим особенностям, потребность в гармонии предстает не умозрительным постулатом, не логическим выводом, а вырастающим из самой жизни стремлением, которое лирический герой впитывает так же органично и искренно, как любовь. На этом завершим анализ стихотворения Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может…".

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2391