Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ стихотворения "Поэту" Пушкина А.С. (для школьников)

Пушкин выбрал для стихотворения литературную форму классического итальянского сонета, состоящего из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший). Строгая форма сонета должна, по мысли Пушкина, соответствовать и точности его содержания, которое передавало заповедь Пушкина воображаемому поэту. Сонет «Поэту» требует глубокого и внимательного анализа содержания, поскольку при чтении его возникают, как и при чтении стихотворения «Поэт и толпа», некоторые уточняющие вопросы.

В произведении содержатся три главных обращения к поэту, отражающие основные принципы автора. Первое заявлено в самом начале:

Поэт! Не дорожи любовию народной —

и сразу же вызывает недоумение, ведь поэт пишет для народа. И почему же Пушкин советует поэту пренебрегать его любовью? Пушкин далее поясняет, что он имел в виду: это не народная любовь и признание, которые приобретаются долгое время упорным трудом и поэтическим подвигом; выражение «любовь народная» употреблено в ироническом смысле, это минутный успех, за которым не должен гнаться поэт, и глупый суд, которого он не должен страшиться. Обратим внимание на выверенные, точные эпитеты: «Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм», где «твёрд» означает последовательность в исполнении замысла, «спокоен» — невозмутимость, «угрюм» — сосредоточенность. Эти три качества — последовательность, невозмутимость и сосредоточенность, — найденные Пушкиным, должны сопровождать выполнение любой важной задачи.

Следующая заповедь, которая иногда смущает читателя, приведена в начале второй строфы:

Ты царь: живи один —

и тоже требует пояснения. Пушкин не имеет в виду отгороженность поэта от людей, высокомерие и пренебрежение ими — нет, он утверждает обязательную самостоятельность поэта в творчестве. Дальнейшие слова уточняют эту мысль: «Дорогою свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум» — самостоятельность и свобода являются условиями истинного творчества. Пушкин дважды повторяет эпитет «свободный», заявляя этим, что источник творчества должен быть столь же независим («свободный ум»), как и сам процесс творчества («свободная дорога»). И ещё одно важное условие: поэт не должен начинать писать с мыслью о награде: «не требуя наград за подвиг благородный».

И третья заповедь, которая также может вызвать упрёк в том, что поэту рекомендуется быть нескромным, заносчивым:

...Ты сам свой высший суд.

Конечно же Пушкин не полагает, что поэт должен возгордиться и не слушать никого из читателей и критиков. В первом терцете есть два аргумента, к которым следует прислушаться. Во-первых, «всех строже оценить умеешь ты свой труд» — это суждение говорит о том, что создатель произведения лучше всех знает его слабости и удачи, это его детище, и даже самый доброжелательный критик не может лучше автора понять его изнутри. Второй же аргумент не заметен с первого взгляда, но он, может быть, самый важный. Пушкин спрашивает об отношении поэта к своему труду:

Ты им доволен ли, взыскательный художник? -

и, называя художника «взыскательным», показывает, кому он говорит «ты сам свой высший суд». Только такой художник является наиболее придирчивым к своему труду, а значит, и ответственным. В последнем терцете Пушкин возвращается к теме толпы, создавая тем самым кольцевую композицию сонета и давая понять, что имелась в виду не подлинная народная любовь, которая рождается не за один день.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Пушкин А.С. | Добавил: katerina510 (23.11.2017)
Просмотров: 50 | Теги: поэту
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar