Анализ стихотворения "Анчар" Пушкина
"Анчар" (1828) - философское стихотворение, центральной проблемой которого является проблема власти "человека над человеком", однако оно же может быть отнесено и к лирике вольности и протеста, поскольку в произведении утверждается идея о недопустимости произвола по отношению к человеку, осуждается деспотизм как форма угнетения человеческой личности и общественного устройства. Уже в авторском примечании ("Анчар - древо яда") можно найти трагическое звучание темы смерти, которое еще более усиливается после знакомства с образом: "Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной". "Чахлая и скупая" "природа жаждущих степей", порождением которой (причем – "в день гнева"!) является анчар, может "породить" только такое дерево - ядовитое от корней до кроны, которое, источая яд, несет смерть всему живому. Не случайно же "К нему и птица не летит, И тигр нейдет..." - а ведь тигр тоже хищник, он тоже несёт смерть, но даже он боится приблизиться к "древу яда"; "лишь вихорь чёрный" (замечательный эпитет, чёрный цвет - это цвет смерти!) "набежит" на него "и мчится прочь, уже тлетворный"... Кажется, ни одно живое существо не может преодолеть свой страх и заставить себя приблизиться к "грозному часовому", "Но человека человек Послал к анчару властным взглядом"... Высшая степень деспотизма и произвола: не словом, не жестом даже, а именно - взглядом! "Бедный раб" повинуется малейшему движению глаз "непобедимого владыки", он не протестует, покорно смиряется со своей участью. Не случайно поэт подчёркивает равенство раба и господина - оба они люди, только вот один, забыв об этом, попирает человеческое достоинство другого, а другой, тоже забыв (или он, "раб", так и не знал, что он тоже - человек?..) об этом, приносит страшный яд, заплатив за него своей жизнью: "И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки". Покорность "раба" дорого стоит ему самому, она так же дорого будет стоить и другим людям, потому что "князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы". Таким образом, насилие, произвол и зло порождают мучения и смерть, по мнению Пушкина, власть, не считающаяся с естественным равенством всех людей и попирающая человеческой достоинство, - это худшая форма зла на земле. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3214
| |