Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ повести "Станционный смотритель" (подробный)

  • Статья
  • Еще по теме

30-е годы XIX века — время расцвета пушкинской прозы. Осенью 1830 г. в Болдине были написаны «Повести Белкина». Болдинская осень была для писателя чрезвычайно плодотворной. За три месяца создано около тридцати стихотворений, две последние главы романа «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» и другие произведения.

Из пяти «Повестей Белкина» особенно выделяется «Станционный смотритель»: проблема отцов и детей на фоне социальных контрастов, нравственные идеалы, память сердца. В повести изображены представители богатых и бедных, верхних и нижних слоёв общества. К первым относится гусар Минский. Ко вторым — станционный смотритель с дочерью Дуней, которая затем попадает в новую среду и остаётся в ней. Героям сочувствует рассказчик Белкин, человек простой и небогатый.

При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.

В жизни Пушкина назревали перемены: близилась свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой. Материальное положение обеих семей было незавидным. Чтобы как-то поправить дела, Пушкин отправился в родовую деревню Болдино в Нижегородской губернии, которую вместе с примыкающими землями и дедовским домом выделил ему к свадьбе отец. Пришлось долго ехать, вникать в скучные, далёкие от поэзии дела. А в Болдине Пушкин скоро узнал, что выехать обратно невозможно из-за холерного карантина.

Холера началась и в Москве, где оставалась его невеста. Мрачное настроение рассеивается, когда поэт получает от невесты письмо, полное искреннего чувства. Теперь не страшит его болдинское заточение. Природа, со всей её прелестью и покоем, пленяет поэта, заставляет забыть о суете и треволнениях. К тому же в разгаре осень — любимая пора, «пора трудов и вдохновенья».

Даже в то время, когда устройство своей судьбы, казалось бы, должно было полностью поглотить поэта, он создаёт одно из самых остросоциальных своих произведений. «Станционный смотритель» — повесть о «маленьком человеке», небогатом, подвергающемся унижению.

Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.

«Станционный смотритель», хотя и назван повестью, но ближе к рассказу. Его и сейчас продолжают называть повестью, поскольку он включён в цикл небольших произведений, названный Пушкиным «Повести Белкина». Однако в современном литературоведении повестью называется более крупное произведение, в котором немало действующих лиц, более сложная, чем в рассказе, сюжетная основа.

Недалеко от Санкт-Петербурга, на станции Выра открыт музей — Дом станционного смотрителя. В музее представлены комната для «проезжающих» и комната Дуни, воспроизводится обстановка той эпохи. Обратите внимание на созвучие в названии станции (Выра) и фамилии героя повести — Вырин. И вместе с тем необходимо подчеркнуть, что образ этот является художественным обобщением, недаром он послужил образцом для создания образа «маленького человека» в русской литературе.

Исследователи неоднозначно решают проблему автора (рассказчика) в пушкинских «Повестях Белкина». Говорят, например, о «мнимом авторе» Иване Петровиче Белкине «и о других рассказчиках», с чьих слов будто бы записаны повести (Н. Я. Берковский). Следует добавить к этому, что рассказ нередко ведётся от лица самих героев, но что за каждым из повествователей стоит истинный автор — Пушкин, что все события изображаются, в конечном счёте, в свете его позиции. Образуется сложная система, о сущности которой продолжают спорить литературоведы.

Пушкин относится сочувственно к своему герою, простому, «маленькому человеку», «поручая» повествование о его судьбе очевидцу, который на себе испытал унижения, вкусил горечь социального неравенства и поэтому способен понять страдания Самсона Вырина, «мученика четырнадцатого класса». Человек в небольшом чине терпел унижение: на почтовых станциях вдруг отдавали приготовленных для него лошадей тому, кто выше чином, а на губернаторском обеде слуги несли блюда мимо него гостям поважнее. Человека ценили не за личные его достоинства, не за ум, а за чин.

Скрытой иронии полны слова рассказчика о том, что раньше, по молодости лет, он возмущался такой несправедливостью, а теперь привык к ней и даже не представляет, что было бы, если бы вдруг ум стал цениться выше чина. В самом деле, как же быть тогда бедным слугам: кому первому подавать еду? Такой «неразрешимый» вопрос выдаётся за основную причину, препятствующую тому, чтобы восторжествовала справедливость, и этим создаётся комический эффект. Читатель смеётся, понимая, в чём истинная причина, и потешается над наивностью рассказчика, за которой проглядывает лукавая ирония самого Пушкина.

К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.

Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.

Вот первая портретная зарисовка: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». В тексте имеется и другое описание внешности героя при второй встрече с ним рассказчика: «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Давайте выделим из текста противоположные признаки. В первом случае «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый», во втором «хилый старик», седой, со сгорбленной спиной. Лицо его, вначале — свежее, теперь — «давно небритое», с глубокими морщинами, что свидетельствует о полном безразличии к своей внешности. Всё это наводит на мысль о том, что за эти три-четыре года что-то случилось с человеком. Может быть, его постигло какое-то горе, от которого он никак не может оправиться. Мысль о перемене к худшему подтверждается и при сравнении двух описаний окружающей обстановки: нет больше цветов на окнах, «и всё кругом показывало ветхость небрежение».

Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.

Образ Минского раскрывается в повести, главным образом, через его отношение к станционному смотрителю. Едва появившись на станции, Минский при известии, что лошадей нет и ехать дальше нельзя, «возвысил было голос и нагайку», т. е. начал кричать, замахнулся на смотрителя. Чем бы кончились угрозы, если бы не появилась Дуня?

Притворная «тяжёлая болезнь» не помешала Минскому пить вино и есть с большим аппетитом, значит, он претворялся больным. А затем гусар, затеявший увезти Дуню, стал добиваться, чтобы Самсон Вырин проникся доверием к нему и разрешил Дуне поехать с ним недалеко к её родственнице. Для этого Минский шутил, помогал смотрителю в его работе (вписывал подорожные в почтовую книгу). Известие, что гусар увёз Дуню с собой, сломило «бедного отца», он «пошёл домой ни жив ни мёртв». «Старик не снёс своего несчастия». «Бедняк занемог сильной горячкою». Важная деталь: станционный смотритель, ведающий лошадьми, отправляется в Петербург пешком.

В небольшом произведении Пушкин создаёт сложные характеры. И даже Минский, виновник несчастья, а в конечном итоге и гибели главного героя повести Самсона Вырина, — вовсе не законченный злодей. Перечитывая начало четвёртой части произведения, можно отметить, что Минский, увидев отца Дуни, разыскавшего его, «вспыхнул, взял его за руку», начал говорить в «крайнем замешательстве». Очевидно, в нём проснулась совесть. Он даже произносит слова: «...Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения...». Гусар пытается успокоить бедного смотрителя, обещает ему не оставлять Дуню. Наконец, он даёт несчастному отцу деньги, что в глазах самого Минского является благородным поступком.

Но как отнёсся к такой щедрости смотритель, который в полной мере сознаёт свою неравноправность? Ведь даже явившись к виновнику своего несчастья, человеку, похитившему его единственную дочь, Самсон Вырин вместо обвинений «дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую Божескую милость!..». Однако, даже несмотря на свою робость, увидев деньги, которые сунул ему на прощанье гусар, Вырин, пешком проделавший путь до Петербурга, вдруг взбунтовался: «Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл...».

Чем же вызван внезапный бунт смирного, знающего своё место человека? Вспомним, что в начале повести рассказчик так отзывался о станционных смотрителях: «люди мирные». Наверное, очень значительной должна была оказаться причина, побудившая такого человека к возмущению. Как бы ни был беден смотритель в сравнении с богачом Минским, его возмущает стремление сильных мира сего всё измерять деньгами, даже любовь и человеческие привязанности.

Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.

При повторном появлении Самсона Вырина, решившего «хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню», Минский грубо выгоняет его. Блестящий гусар, богач не способен понять простого человека, так сильно переживающего разлуку с дочерью, обеспокоенного её судьбой, а затем доживающего свои годы, не имея никаких известий о ней, в полной уверенности, что судьба её сломана, искалечена, что она ведет жизнь, которая хуже смерти; «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...» — делится Самсон Вырин с рассказчиком, которого сильно тронула эта история и который, разделяя опасения смотрителя, признаётся: «...Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне...».

Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.

Как вы думаете, почему отец не получал от Дуни никаких известий? Можно винить Дуню, забывшую отца, можно — Минского, очевидно, запрещавшего ей общаться с близким человеком. Отметим, что для второго вывода в повести есть основания: вспомним, как Минский старается убедить отца Дуни, будто у того теперь нет ничего общего с дочерью. Он хочет, чтобы Дуня забыла отца, человека низшего круга в сравнении с тем обществом, в котором вращается Минский. А предположение о виновности героини будет опровергнуто, когда мы обратимся к финалу произведения и убедимся, что Дуня помнила об отце, она не стала бездушным, безразличным человеком и тяжело переживала смерть отца.

То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.

С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.

Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.

И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.

И снова сравнивает писатель два мира. И сравнение это не в пользу того общества, где столько фальши и бездушия в отношениях между людьми, даже при благополучной развязке любовной истории. Позднее Гоголь в повести «Шинель» вслед за пушкинским «Станционным смотрителем» обратится к трагедии простого, «маленького человека», поднимет голос в его защиту.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8703