Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ "Песни о вещем Олеге" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Основой стихотворения "Песнь о вещем Олеге" Пушкина стал летописный рассказ о судьбе первого князя киевского (правил в 879 - 912-м годах), с которым поэт ознакомился по "Истории Государства Российского" Карамзина.

Пушкин воссоздает событийную канву летописи, однако образная система стихотворения включает в себя большее количество образов, хотя, разумеется, центральными остаются два: образ князя Олега и "мудрого старца", открывшего князю его судьбу. Но большое значение имеют также образы русской дружины, созданный в фольклорных традициях, и коня - этот образ создается через показ того, как кудесник описывает поведение коня в бою, а также через описание отношение Олега к его "товарищу", тех чувств, которые испытывает князь, узнавший о том, что ему суждено "принять смерть" от "коня своего".

Олег показан могучим, храбрым воином, который думает не о себе, а об интересах Родины, его "месть" "неразумным хозарам" является ответом на "буйный набег", она справедлива по самой сути своей. Его отношение к волхву уважительно, он сам подъезжает к нему, просит его "сказать", "что сбудется в жизни со мною", обещая при этом, что любое предсказание он примет как проявление высшей воли. В таком поведении князя проявляется его достоинство, умение ценить другого человека и высшие силы, посланцем которых этот человек является на земле.

"Старец" также ведёт себя с большим достоинством, он чувствует себя сильным потому, что ощущает посланцем "воли небесной": "Волхвы не боятся могучих владык, А княжеским дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык...". Говоря о том, что Олег неуязвим в битве, старец объясняет это не столько несомненным личным мужеством и победами князя ("Победой прославлено имя твое"), сколько опять же высшей волей: "Незримый хранитель могущему дан". И этот же "незримый хранитель" оказывается бессильным перед "жребием", который предначертан князю: "Но примешь ты смерть от коня своего"...

Примечательно, что слова старца восприняты Олегом с недоверием - "Олег усмехнулся", - но ослушаться высшей воли даже князь не может, поэтому он прощается с конем, надеясь таким образом избежать уготовленной ему судьбы. Олег воин, поэтому по полагает, что "смерть от коня своего", - это смерть в бою, когда конь не выручит своего хозяина. Первая часть произведения "Песнь о вещем Олеге" заканчивается сценой трогательного прощания князя с "верным конем", которому теперь предстоит жить вдали от битв и опасностей, ведь Олег приказывает сделать всё так, чтобы конь ни в чем не знал нужды, проявлением такой заботы выражая благодарность ему за верную службу.

Вторая часть стихотворения начинается со сцены пира, на котором князь, "кудри" которого "белы, как снег" (с помощью этого образа автор показывает, что прошло много времени после предсказания) вспоминает о своем "коне ретивом", своем "товарище". Известие о смерти коня вызывает у князя горькое чувство, он винит старца в том, что тот "глупый, безумный старик", сожалеет о том, что поверил его предсказанию, и "хочет увидеть он кости коня".

Увидев "благородные кости" своего "одинокого друга", Олег обращается к ним со словами успокоения и сожаления, но, как выясняется, именно сейчас и наступает время исполниться предсказанию: "Так вот где таится погибель моя! Мне смерию кость угрожала! Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь"... Развязка наступила тогда, когда смертный, мыслящий земными категориями, не мог ожидать её - но предсказание "мудрого старца" сбылось, поскольку он всего лишь озвучил волю "Перуна" - верховного языческого божества славян.

Стихотворение "Песнь о вещем Олеге", анализ которого мы провели, утверждает незыблемость миропорядка, при котором от самого человека практически ничего не зависит, когда только высшая воля определяет судьбу каждого - от князя до последнего живого существа. Особого рода языческий фатализм, присущая древним славянам вера в судьбу выражены в этом стихотворении, которое очень необычно по жанру ("песнь"), в котором Пушкин-романтик полностью проявил себя.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

🔍 смотри также:
Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5682