Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Анализ пьесы Островского "Доходное место"

  • Статья
  • Еще по теме

В условиях общественного подъема накануне реформ 60-х гг. Островский не мог не чувствовать потребности возвратиться к сатирическому и обличительному направлению комедии «Свои люди - сочтемся!». Симптомом такого возвращения стала небольшая пьеса «В чужом пиру похмелье». Убедительным доказательством возвращения Островского на путь критики и отрицания российских патриархальных нравов стала комедия «Доходное место».

В центре этой комедии - темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам. Л. Н. Толстой назвал «Доходное место» «огромной вещью по глубине, силе, верности современного значения». Добавим, что и почти полтора столетия спустя «Доходное место» остается произведением современным, а чиновничьи нравы, изображенные в пьесе, не могли искоренить ни реформы, ни революции. Персонажи Островского, как и персонажи Гоголя, жили и живут и в дореволюционной, и послереволюционной, и современной, «посткоммунистической» России, и свидетельством тому - комедия «Доходное место», ибо, по выражению Бердяева, «тьма и зло» «не в социальных оболочках народа, а в его духовном ядре».

Конечно, такое обычное, повседневное явление русской чиновничьей жизни, как взяточничество, изображалось неоднократно в новой русской литературе, в том числе и драматургии, начиная с «Ябеды» В. В. Капниста. Но теме, разработанной самим Гоголем в «Ревизоре», Островский сумел дать самостоятельное и оригинальное воплощение.

В «Доходном месте» представлены три персонажа, находящихся на различных ступенях чиновничьей лестницы, - крупный вельможа Аристарх Владимыч Вышневский, старый опытный чиновник Аким Акимыч Юсов, служащий под начальством Вышневского, и подчиненный Юсова - Онисим Панфилыч Белогубов. Обычные нравственные понятия для этих рыцарей лихоимства, взятки и канцелярского разбоя не существуют. То, что на языке порядочных людей называется произволом и беззаконием, является в чиновничьем мире нормой. Юсов, например, уверен, что его житейские принципы - это правила честного чиновника, и ему нечего стыдиться - душа его чиста. По его мнению, не в том честность чиновника, что он взяток не берет, а в том, что он, взяв взятку, непременно окажет требуемую услугу за нее; подлость же, если, взяв взятку, дела не сделает. Поэтому Юсов благодушно оценивает первые шаги своего достойного ученика Белогубова. Те же понятия и у благородного вельможи Вышневского. Цинизм и подлость, господствующие в служебной сфере, накладывают отпечаток и на частную жизнь. Анна Павловна, жена Вышневского, говорит о муже: «Он убил всю мою жизнь».

Племянник Вышневского Василий Николаевич Жадов, молодой человек с университетским образованием, став чиновником, не может мириться ни с чиновничьими методами узаконенного разбоя, ни с затхлыми мещанскими традициями в быту. Его речи полны благородного негодования. Он стремится к новой жизни. Желанием честно служить, но не прислуживаться, он напоминает своего отдаленного предшественника - грибоедовского Чацкого. К сожалению, Чацкого он напоминает и тем, что произносит свои речи среди людей, которые не понимают его или относятся к ним с откровенной насмешкой и неприязнью.

Умный, образованный, красноречивый Жадов на почве практической жизни выглядит в глазах большинства как «мечтатель», человек «не от мира сего» или «вольнодумец» и терпит полное поражение в сравнении с ничтожным Белогубовым, живущим «как все», по наставлениям Юсова. Невесты, а потом жены Жадова и Белогубова - сестры Кукушкины, Полина и Юлия, обмениваются мнениями о своих мужьях до и после замужества. Полина в восторге от своего обаятельного и красноречивого жениха. Юленька откровенно говорит сестре о Белогубове: «Дрянь ужасная!» После замужества Жадовы едва сводят концы с концами, а у Белогубовых дом - полная чаша. Источник дохода Белогубова известен, и сам он его не скрывает.

Под давлением жены, которую властно наставляет Фелисата Герасимовна, слабохарактерный Жадов недолго остается на высоте своих благородных принципов и идет к дядюшке просить доходного места. Правда, приходит он в недобрый час. В ведомстве Вышневского открылись крупные злоупотребления и его ждет расплата. Жадов раскаивается в своей слабости, а Полина остается с мужем, готовым к трудам и лишениям в ожидании того времени, «когда взяточник будет бояться суда общественного, больше чем уголовного». Но наиболее проницательные истолкователи комедии Островского считали, что логике русской жизни и самого характера героя больше соответствовал бы финал, обрывающий действие на решении Жадова идти к Вышневскому с просьбой о доходном месте.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3447