Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Анализ пьесы "Бесприданница" Островского А.Н.

  • Статья
  • Еще по теме

Идея торжества своекорыстия и делового расчета над чистым человеческим чувством подвергается глубокому художественному анализу в драме Островского «Бесприданница». Эта драма не имела большого успеха при жизни писателя. Настоящая слава придет к «Бесприданнице» уже в иную, чеховскую эпоху, и, по наблюдению исследователей, «по особой затаенности и сложности душевных переживаний героини - поэзии недосказанного - «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы» (Лакшин В.Я. А.Н. Островский. С. 476). Театральная слава этой пьесы начинается с 1896 г., когда на сцене Александринского театра выступила в роли героини В. Ф. Комиссаржевская, и в XX веке «Бесприданница» становится одной из самых популярных драм русского классического репертуара.

Героиня драмы Лариса Дмитриевна Огудалова любит судовладельца Сергея Сергеевича Паратова. Паратов - блестящий барин, человек широкого размаха, яркий и уверенный в себе, но коммерческие дела его идут не блестяще. Паратов мелькнул в большом волжском городе Бряхимове, подобно метеору, познакомился с Ларисой и произвел на нее сильное впечатление; как замечает один из персонажей пьесы Василий Данилыч Вожеватов, «наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда». Но исчезнув с горизонта Ларисы, Паратов остался в ее глазах таким, каким могла воспринимать его любящая женщина - великодушным, добрым, сильным. «Сергей Сергеич... это идеал мужчины» - говорит Лариса. Эта любовь тем более дорога ей, что мать, стремясь выгоднее сбыть с рук свою дочь - бесприданницу, не слишком разборчива в приглашении гостей и по существу торгует ею. Желая бежать из этого притона, в который Харита Игнатьевна Огудалова превратила свой дом, Лариса дает согласие мелкому чиновнику Юлию Капитоновичу Карандышеву стать его женой. Но как раз в это время судьба снова заносит в Бряхимов Паратова. Причина его приезда деловая - он продает пароход Вожеватову, но отчасти и личная. Паратов замечает: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Чтобы поправить свои дела, он собирается жениться на дочери сибирского миллионера-золотопромышленника, меньше всего думая о Ларисе; но поскольку у него с Бряхимовым связаны приятные воспоминания, - намерен устроить проводы своей холостяцкой жизни: «...я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью. Поэтому надо постараться как можно повеселее провести последние дни».

Жених Ларисы Юлий Капитоныч Карандышев по-своему любит свою обаятельную невесту. Но к его любви примешана значительная доля тщеславия, а успех у самой красивой девушки Бряхимова - прежде всего путь к самоутверждению. У Карандышева - человека самого заурядного по способностям и положению - чрезмерно гипертрофировано самолюбие. Ему, «маленькому человеку», кажется, что теперь, когда он жених Ларисы - он вправе держать себя на равных с самыми богатыми ее поклонниками. Все обиды и унижения, которые пришлось вынести за три года безответного ухаживания за Ларисой, Карандышев не забывает и не прощает – и теперь, став признанным женихом, не упускает случая напомнить о прошлом - и то, что она Паратова предпочла и что дом их был похож на цыганский табор. Карандышев мечтает не столько о любви, сколько о том, как он будет повелевать, и уже теперь, еще не став мужем Ларисы, стремится проявить свою власть. Сам Карандышев признается: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И уже совершенно бессмысленной затеей является обед, который Карандышев дает, чтобы продемонстрировать богатым знакомым Огудаловых, что он «не хуже других».

Приезд Паратова вновь пробудил у Ларисы прежнее чувство. Она еще не знает, что Паратов обручен, и ей кажется, что он может взять в жены бесприданницу. Во время обеда у Карандышева Паратов, возбужденный красотой и пением Ларисы, приглашает ее ехать с ним и его приятелями развлекаться за Волгу, и Лариса соглашается, оставляя жениха и таким образом невольно участвуя в заговоре своих богатых поклонников против Карандышева. Но когда угар страстного увлечения проходит, Паратов решается сказать Ларисе, что он прочно скован золотыми цепями и их брак невозможен. Она думает о самоубийстве, но у нее недостает решимости самой уйти из жизни. Потрясенную всем происшедшим, Ларису настигает Карандышев и после короткого объяснения стреляет в нее. И кажется впервые слышит от Ларисы слова, произнесенные с нежностью: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..».

Трагедия этой чистой женской души состоит в том, что люди, которые поклоняются ей («Велико наслаждение видеть вас, а еще большее наслаждение слушать вас»,- говорит Кнуров) и признаются в любви, - видят в ней не человека, а вещь, как это точно определяет Карандышев. Паратов отказывается от Ларисы, потому что его ждет более дорогая вещь - невеста с полумиллионным приданым. Богатые купцы Кнуров и Вожеватов (первый в отцы годится Ларисе, а Вася Вожеватов - товарищ ее детских игр) разыгрывают Ларису в орлянку - кто возьмет ее на содержание - и когда добыча достается Кнурову, он без церемоний предлагает ехать с ним в Париж. Но и сам Карандышев, находящий для Ларисы это определение - вещь, тоже смотрит на нее как на вещь, на законную и неотъемлемую собственность, и унижает ее мелкими амбициями и придирками. Трагический конец Ларисы звучал как страстное обвинение жестокости, корыстолюбию, тщеславию общества, в котором нет нравственности, а есть только нравы.

Источник: Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3404