Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

  • Статья
  • Еще по теме

В стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство... » Некрасов так определил сущность своего поэтического дара:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведёт...

Биографические истоки такого художественного сознания: детская дружба с крестьянскими детьми и чувство единства с ними, ненависть к крепостной деспотии, опыт петербургской нищеты и новые дружеские встречи с народом в Грешневе и Карабихе, принадлежность к кругу Белинского и дружба с революционерами-демократами. Как же осуществил поэт своё призвание?

Можно выделить несколько этапов в творческом пути Некрасова.

Первый этап воплощён в стихотворениях «В дороге», «Тройка». Характерной особенностью их является «взгляд на народ со стороны». Если поэт воспроизводит голос человека из народа, то получается стилизация («Огородник»). Между народным миром и миром поэта есть разрыв. Недаром в знаменитом четверостишии «Вчерашний день, часу в шестом...» Муза лишь зрительница страданья и позора молодой крестьянки. Поэт только учит Музу узнавать в страдалицах из народа своих родных сестер.

Спустя недолгое время Муза Некрасова полностью перевоплотится в свою «сестру»: «Не русский — взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! я у двери гроба...»). Тогда начнётся новый этап творчества и голос поэта сольётся с голосами народного мира. Поэту откроется, о чём думает старуха, когда ей не спится (одноимённое стихотворение), как борются в душе обманутого женой крестьянина ревнивая злоба и доброта, пробуждённая весенней красотой («Зелёный Шум»), как горюют о «бесшабашной голове» бедного самоубийцы жители небогатого села («Похороны»).

Чем ближе поэт к народу, тем сильнее в нём чувство ответственности за его судьбу. Этот пафос становится определяющим в некрасовской интерпретации темы «Поэт и поэзия». Раскрыть тему поможет анализ стихотворений «Элегия» и «Поэт и гражданин». Важно обратить внимание на то, что Некрасов понимает поэтическое призвание достаточно широко. По его мнению, всякая (не только революционная) поэзия, проникнутая искренним состраданием к людям, внимательная к действительной жизни, согретая верой в человека, достойна называться гражданской. Он не принимает лишь бегство в поэзию от реальности, самодовольство и самоуспокоенность. Отметим необычность жанровой природы стихотворения «Элегия»: сочетание сатиры и элегии, отражающее тесное соединение общественного и личного.

Обзор стихотворений, посвящённых теме поэта и поэзии, поможет осознать драматизм звучания этой темы у Некрасова. Мы увидим, что жажда служения народу всегда соединяется у поэта с сознанием вины, нравственным самобичеванием. Поэт предстаёт у Некрасова человеком слабым, пережившим минуты стыда, сознания своей ничтожности. (Контрастными по отношению к образу поэта в лирике Некрасова предстают образы верных служителей народа, мучеников, несгибаемых пророков, праведников, посвятивших себя всецело «великому делу Любви».) Этой суровой мерой мерит себя поэт и выносит себе приговор:

...во мне нет сил героя. —

Тот не герой, кто лавром не увит

Иль на щите не вынесен из боя, —

Я рядовой (теперь уж инвалид)...

«Уныние»

Единственное оправдание своей жизни видит поэт в стремлении служить народу, в общей с народом капле крови.

Но, кроме сомнений в себе, поэта время от времени настигают ещё более страшные сомнения — в самом народе. С тревогой он вопрошает:

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

С горечью слышит поэт вековечную песню трусости и рабства над колыбелью младенца («Колыбельная Ерёмушке»), замечает, как заливает крестьянин вином свои обиды и смиряет порывы свободной души («Вино»). Ещё тяжелее замечать ему слабость своих единомышленников, упадок воли в лагере борцов («Иль нет людей, идущих дальше фразы?» — спрашивает лирическая героиня стихотворения «Отрывок»). Мучительные сомнения отравляют унынием душу поэта.

Далеко не прост, не прямолинеен путь поэта-гражданина. Прозорливость поэта позволяет ему глубже, чем многим представителям демократического лагеря, видеть противоречия действительности, слабые стороны в самом народе, трудность разрешения вековых конфликтов русской жизни. Поэтому образ Музы-страдалицы неоднозначен. В нём запечатлена не только горькая судьба народа, не только борьба поэта с внешним врагом, но и тяжелейшая битва с самим собой, собственной слабостью, неверием, унынием, болезнью. Творчество Некрасова пронизано напряжением борьбы, как музыка Бетховена. Важно уловить его общечеловеческое значение, осознать, что смысл поэзии Некрасова не сводится к «гражданской скорби» времён крепостного рабства. Почувствовать в ней пафос борьбы за свободу личности против духовного порабощения, за жизнь против болезни и смерти, за настоящего человека против рутины и пошлости.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4306