Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

«Памяти Добролюбова» (Некрасов): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

В ряде своих стихотворений Николай Алексеевич рисует человека особенного, необыкновенного, идущего путем Белинского и Герцена и возвышающегося до их подвига. Так, в стихотворении 1864 года «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого мы проведем, поэт выражает тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял сам Добролюбов.

Не случайно при первой публикации этого стихотворения Некрасов в качестве эпиграфа поставил строки из восьмистишия самого Добролюбова, закончив их словами: «Шествуй тою же стезёю». В облике критика Николай Алексеевич прежде всего поэтизирует подчинение личной жизни делу свободы, отказ от мирских наслаждений, подчинение страстей рассудку, аскетическую самоотверженность и самопожертвование. Нужно заметить, что некрасоведы установили не абсолютное соответствие героя этого стихотворения прототипу. Поэт намеренно наделяет образ Добролюбова чертами суровости и аскетизма, видя в них свойства особенных людей новой эпохи. Говоря о том, что Добролюбов «учил умирать», Некрасов отнюдь не прославляет смерть и не считает её выражением некой ценности. Он поэтизирует ту же самоотверженность, показывает неизбежность трагического финала у тех, кто готов к подвигу и способен на него.

Некрасов смело и уместно воспользовался риторическим оборотом «Плачь, русская земля!», который применил сам критик в полемике с Н. Гречем. Только на этот раз поэт допустил «кощунственную» переадресовку. Процитированные слова теперь связаны не с царем: ими оплакивается критик-демократ. Вместо «отца» родной земли возвеличивается её великий сын. В то же время Некрасов зовёт не только плакать по поводу смерти этого человека, но и — существенное добавление — гордиться его жизнью. Рисуя образ подвижника гражданского служения родине, поэт передаёт его этическую и эстетическую привлекательность. Добролюбов окружен в этом реквиеме светом прекрасного, ибо он сын природы-матери, наделившей его своими дарами, ибо в нём самом совмещены «сокровища душевной красоты», он является «светильником разума». Это выражение напоминает восклицание Горацио над телом трагедийного Гамлета. В обоих случаях речь идёт об угасании великой личности. Будучи «сеятелем», он одновременно относится к лучшим, редким всходам «нивы жизни». Герою произведения «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого нас интересует, приданы и черты возвышенного: он изображается на фоне стоящей «под небесами» русской земли; масштаб его деяний соразмерен с безграничностью родины, его возлюбленной; он «высоко вознёсся» над другими. Его великое сердце («какое сердце биться перестало!») пульсировало в ритм с «честными сердцами» людей, с «золотым сердцем» народа. Наконец, отметим, что «суровому» герою стихотворения даны приметы «пророка»: у него «вещее» перо; взывая к жизни новой, он готовил «перлы для венца». Завершается стихотворение необычным трехстишием без рифм, в котором последняя строка короче других, она словно обрывается на середине. Высокую ноту сменяет её неожиданный обрыв, словно подступила спазма, словно дыхание перехватило. На этом завершим анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» (Некрасов).

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3070