Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"О погоде": анализ цикла Некрасова Н.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Пушкинские традиции ощущаются в эпизоде «Утренняя прогулка» из цикла «О погоде» Некрасова. Сцена рисует картину петербургского наводнения, во время которого случается почти фантастическое происшествие. Снова героем оказывается бедный чиновник («В департаментах разных служил. // Петербург ему солон достался»), который, как некогда Евгений из «Медного всадника», теряет близкую ему женщину во время гибельного разлива Невы. Некрасов при этом отталкивается от жизненных петербургских впечатлений и по-своему преобразует пушкинский сюжет. Опыт создания «физиологических» очерков помогает ему использовать массу бытовых подробностей при описании похорон чиновника и городского кладбища, где «всё мертво — только ветер свистит». Мрачный петербургский колорит сопутствует этим зарисовкам. Необычайно усиливается драматизм некрасовских картин Петербурга.

Каждый эпизод цикла Некрасова «О погоде», анализ которого нас интересует, представляет собой сцену с явлением новых и новых действующих персонажей. Получают подтверждение слова текста: «Всюду встретишь жестокую сцену». На каждой из картин лежит суровый колорит, вводятся контрасты света и тени, усиливается жестокость сцен. То, что раньше воспринималось как торжественно-прекрасное, становится убогим и жалким, величественное (статуя Петра) снижается и опрощается. Монологи персонажей прерываются авторскими ремарками, чужой речью, высказываниями слушателей, репликами собеседников, включают в себя внутреннюю речь повествователя. Не случайно одна из драматических сцен этого цикла — эпизод избиения лошади — станет зерном трагического сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского.

Большой выразительностью отличается и раздел цикла, названный «Сумерки». Поэт подсмотрел, как «исчезает» внешняя роскошь столицы. Город, утрачивающий свою красоту, поэт сравнивает с изношенным фатом, лишенным прежних румян. На первый план выступают вывески и сцены «продажи», бедность, что «гибельней всякой заразы», и смертность, «холод, голод, сырые жилища». Пушкинское «люблю тебя, Петра творенье...» Некрасов, как и близкий ему Достоевский, отказывается произнести с былой торжественностью. Именно в этой части цикла «О погоде» его автор показывает — одним из первых в русской поэзии — жизнь простых мастеровых и рабочих, их воистину каторжный труд, словно рассчитанный на собственное закабаление. С самого раннего утра начинают

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря.

А в ответ им гремит мостовая!

Эта какофония звуков призвана придавить к земле, оглушить, лишить воли трудовых людей. Город оказывается им враждебным.

На этом фоне города, который, как омут, «хорош для людей, // Расставляющих ближнему сети», Некрасов всё чаще и чаще прослеживает драматические судьбы отдельных его обитателей — мужчин, женщин, детей.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6226