Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Некрасов делает первую попытку приоткрыть «золото сердца народного». В этом отношении программным в творчестве поэта становится стихотворение «Тройка» (1846), этот исполненный драматизма поэтический рассказ о несбыточных надеждах простой крестьянской девушки.

Стихотворение отличается многоплановостью. Первый план создаёт изображение торопливо бегущей молодой крестьянки, порыв которой вторит убыстрённому ритму её встревоженного сердца. С первых же строк автор приоткрывает внутренний мир героини: его чуткому уху слышно, как «забило сердечко тревогу». Неудержимому порыву к счастью, к любви, красоте отвечает внешняя красота «чернобровой дикарки», её чарующее великолепие как бы подтверждает это право на счастье. В соответствии со своим творческим заданием Некрасов воссоздает детализированный портрет сельской красавицы, воплощая в нём свой нравственно-эстетический идеал. Заметим, что эта подлинная красота, соединённая со здоровьем, свежестью и естественностью движений, противостоит (и это передано поэтом тонко и почти незаметно) театрально-эффектной позе проезжего корнета, заглядевшегося «подбоченясь красиво».

Второй план стихотворения «Тройка» (Некрасов), анализ которого нас интересует, составляет реальная перспектива жизни героини, её доля, переданная скорбным повествованием. Слишком дисгармонична окружающая реальная действительность, чтобы не стремиться «поскорей навсегда заглушить» сердечную тревогу. Образ красавицы оказывается соотнесенным с социальной средой, а судьба её — предрешенной. В её предстоящую участь вторгается «судьба» в философско-эстетическом смысле. Кажется даже, что финал героини фатально обусловлен, и в стихотворение властно входит трагическое. Возникают и отдельные приметы последнего: ёмкий эпитет «черная», относящийся к работе и как бы проецирующийся на всю жизнь, «вечный испуг», самая смерть. Примечательно, что уже в первоначальном описании девушки содержится как предвестье этого финала малоприметная деталь траура: «алая лента» в волосах, «черных как ночь». Ощущение трагизма усиливается мотивом неведения: смуглянке не дано знать того, что известно автору. Вечною заботою, непосильным трудом, игом подневольной жизни поставлен своеобразный «предел» на пути к счастью женщины-крестьянки.

Проводя анализ стихотворения «Тройка» Некрасова, можно заметить, что есть в нем и третий план — мотив тройки, образ которой перерастает свои бытовые границы и превращается в своеобразный реалистический символ. Это безостановочное движение жизни. Первая строфа о дороге лексически перекликается с предпоследней строфой («Не гляди же с тоской на дорогу...»). Круг замкнулся. Но ведь за этим композиционным кольцом следует финальное четверостишие о «бешеной тройке». Здесь многообразно подчёркивается скорость движения коней: «бешеная» (тройка), «бойки» (кони), «вихрем» (мчится). Этот «темпоритм» значительно превышает скорость торопливого бега дикарки. Такое несоответствие таит в себе не только печаль, но и залог каких-то перемен в человеческом бытии. Завершающую ноту стихотворения-песни нельзя назвать безотрадной.

Восторженно отзовётся о «Тройке» поэт Н. П. Огарёв. И. С. Никитин создаст свою вариацию этого шедевра — «Не вини одинокую долю». «Тройкой» будет навеяно и стихотворение А. Блока «На железной дороге». Народная песня на некрасовские слова прочно вошла в наш быт. На этом завершим анализ стихотворения «Тройка» Некрасова.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1673