Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Анализ сказа "О двух великих грешниках" ("Кому на Руси жить хорошо")

  • Статья
  • Еще по теме

Сказу «О двух великих грешниках» автор придал подчеркнуто обобщенно-символический характер. Это не конкретно-реалистическая картина расправы с деспотом-помещиком и не призыв к ней, а легенда, притча, поучение, смысл которого состоит в утверждении, что спасение нужно искать не на путях христианского смирения и подвижничества, а на путях активной борьбы со злом. Все образы этой легенды символически окрашены. Символичен образ Глуховского, воплощающий в себе самые страшные пороки и преступления владельцев крепостных душ. Как символ русского народа, отягощенного грехами векового рабства и ищущего путей для своего спасения, воспринимается образ Кудеяра. Символичен и образ векового дуба, олицетворяющего препятствия на пути к этому спасению, силы гнета, порабощения. Месть Кудеяра — символическая картина народной победы над силами деспотизма.

Идея сказа о Кудеяре служит в поэме делу формирования социального сознания крестьянства, но она не навязана автором извне, а извлечена им из недр этого народного сознания. Исследователями давно установлено, что сказ «О двух великих грешниках» имеет фольклорную основу. Он представляет собой контаминацию двух фольклорных сюжетов. В народном творчестве широко распространены сказки-легенды о великом грешнике, получающем прощение грехов через убийство еще большего преступника (в некоторых фольклорных вариантах это барский управляющий-садист; в некрасовской

поэме вместо управляющего фигурирует пан), а также о благородном разбойнике Кудеяре — грозе богачей и заступнике бедняков. Автор «Кому на Руси жить хорошо» соединил два этих фольклорных сюжета. Благодаря тому что в новелле Некрасова раскаявшемуся грешнику придано имя Кудеяра, она обрела дополнительный бунтарский подтекст.

Никто из слушавших Иону крестьян не высказывает сострадания к помещику-извергу. Крестьяне потрясенно молчат, будучи едины во мнении: «Велик дворянский грех!» Лишь купеческий брат Еремин взбешен и напуган грозным смыслом сказа о Кудеяре. Казалось бы, предмет спора исчерпан, виновники зла обнаружены, идея справедливого возмездия утверждена. Но вслед за Ионушкой Игнатий Прохоров рассказывает легенду-новеллу «Крестьянский грех», и обсуждение проблемы приобретает новое направление, новый смысл. 

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
37
Рассказать друзьям:
Просмотров: 35672