Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Узник" (Лермонтов): анализ стихотворения

Жажда освобождения приобретает особую ощутимость для лирического героя Лермонтова именно в 1837 г., когда был создан «Узник». Анализ этого стихотворения представлен в данной статье.

После того как стала известна вторая часть произведения «Смерть поэта», превратившая эпитафию в гневную отповедь палачам свободы, гонителям «дивного гения», Лермонтов оказался под арестом. Одна из копий была приложена к следственному делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым...» Разбирательство проходило в феврале 1837 г., 25 февраля состоялся суд, где по высочайшему поведению императора Николая I был вынесен приговор о переводе автора стихотворения в полк, находившийся в действующей армии на Кавказе.

«Узник», анализ которого нас интересует, был написан арестованным поэтом, вынужденным придумывать, как из печной сажи и вина составить чернила, в качестве пера использовать спичку, беречь бумагу, в которую завертывался хлеб, чтобы создать стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед...»), «Узник».

Лирический герой лермонтовского «Узника» выражает свое прежнее желание, строчки стихотворения с таким названием начинают новое произведение («Отворите мне темницу...»). Но с пятой строки начинаются изменения. Если в «Желанье» первую просьбу продолжают другие, больше похожие на требования («Дайте раз по синю полю/Проскакать на том коне;/Дайте раз на жизнь и волю,/Как на чуждую мне долю,/Посмотреть... Дайте мне челнок... Дайте мне дворец высокой...»), выдвижение миру условий, то в «Узнике» мечта предстает неосуществимой из-за того, что рвущаяся на волю душа принадлежит заключенному. Антитеза внутренних стремлений и внешнего положения обусловила построение стихотворения как высказывания с противительным союзом «но». Он разделяет первую и следующие (вторую и третью, как и в раннем произведении) строфы. В начальной — желание лирического героя развернуто, однако от этого не становится ближе реальности, напротив, приобретает сказочный характер («В степь, как ветер, улечу»):

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Не только фантастическим стремлениям, но и желанию выйти за «дверь тяжелую», открыть замок не суждено осуществиться. Лирический герой оказался в темнице не воображаемой, а самой что ни на есть реальной, перечисляются детали, свидетельствующие, что быт арестанта знаком ему не понаслышке:

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком...

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем...

Контраст заостряется, внутренний и внешний миры становятся полюсами, в связи с чем и появляется антитеза (явно выраженное противопоставление): тюрьма — пышный терем, зеленое поле, ветер, забавы, отрада, жизнь. За окном темницы богатое и многообразное бытие, полное красок, звуков, ощущения красоты и простора. Вторая строфа посвящена обрисовке свободной жизни, продолжающей картину мечтаний лирического героя (опорными являются образы «черноглазой девицы» и «черногривого коня»):

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.

Таким образом, для того чтобы понять авторский замысел, нужно не только вдуматься в содержание, что недостаточно для лирического произведения, но и попробовать раскрыть суть основного художественного приема в стихотворении. Тогда станет понятным, почему, наряду с подробностями тюремного быта, с такой же достоверностью изображены герои сказки — царевна и добрый конь (использование постоянного эпитета, характерного для фольклора, не случайно, позволяя заострить впечатление, вызвав н памяти читателя другие сказочные образы). Они представляют противоположный полюс антитезы, показывая, насколько далеки друг от друга желаемое и действительность.

В третьей строфе стихотворения лирический герой возвращается к передаче ощущений узника: он, как и фантастический конь, один, но на нем узда, вокруг не зеленый простор, а голые стены, закрывающие от него свет. Антитезой цветной, яркой, пышной, веселой жизни становится тусклый, умирающий лучик лампады, а из всех звуков ему в тишине слышны только шаги часового за «дверью тяжелою с замком»:

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Часовой безответен, далек, похож не на человека, а на бездушный механизм, да и звук его шагов доносится из-за дверей, он нереален, напоминая скорее ход часов. Тишина, темень, пустота образуют заключительный аккорд стихотворения, погружая читателя в реальность, сравнимую с адом, преисподней. На эмоциональном уровне он убеждается в том, что отсутствие свободы — это смерть для человека. Накинув на него узду, общество лишает его не только воли, возможности реализовать себя, исполнить заветные, простые и по-человечески понятные желания, но самой жизни. Как лампада в камере, ее огонь умирает, гаснет.

Стихотворение «Узник» Лермонтова, благодаря его художественным особенностям, воспринимается как обвинение силам, сковывающим человека. Его возможности не безграничны: он не может вырваться из темницы, преодолеть стены, замки, решетки, двери (все эти детали тюрьмы очевидны в картине, созданной в стихотворении). Но его душа не смиряется с неволей, и даже из неживой тишины и темноты доносятся его крики, в которых не жалоба или призыв помочь, а стремление предъявить личностные требования к миру. Мотивы одиночества, неприятия действительности, оскорбляющей индивидуальность своей косностью, протест против насилия — это приметы романтического мироощущения, характерного для лирического героя Лермонтова ранних стихов. В его мечтах рождается идеальный мир, чертами которого являются безграничная свобода, красота, «сиянье дня». Это не иллюзии, а отражение законов самой жизни. Чувствуя единство с природой, лирический герой не включает в нее реальных людей, противопоставляя общественные законы субъективному ощущению. Даже если в нем содержится сказочная фантастика, он предстает лучиком правды среди окружающей тьмы. Романтическое двоемирие выражено в антитезе: внутреннее — внешнее. В анализируемом стихотворении «Узник» Лермонтова заострены характеристики действительности, предстающей тюрьмой для личности. Ее конфликт с миром безысходен, непреодолим, так как внимание концентрируется на одном переживании. Жажда свободы органична для того, кто чувствует себя узником, и в стихотворении она оказывается на первом плане. Однако романтический максимализм мотивирован не только минутным настроением или автобиографическими особенностями, но пониманием глубинных основ души человека. Благодаря этому в стихотворении звучит философская нота, проблема затрагивается многосторонне, выводы из ее рассмотрения важны для характеристики мироощущения автора в целом.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: katerina510 (22.02.2017)
Просмотров: 396 | Теги: узник
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar