Анализ стихотворения Лермонтова "Утес"
Философский поэтический этюд «Утёс» тоже написан Лермонтовым в 1841 году, в нём поэт обобщает мотивы судьбы, возникавшие во многих предшествующих стихотворениях. Словесно-образная структура «Утёса» основана на символике, что подчёркивает тенденцию в лирике поэта к развитию образа-символа, проявившуюся ещё в стихотворении «Парус» (1832). Всё стихотворение также построено на противопоставлении, противоречии, конфликте: в нём сталкиваются любовь и одиночество, идея движения и неподвижность, глубина и лёгкость, мрачность и весёлость, старость и юность. Ряд этих противопоставлений можно продолжать, настолько ёмкими оказываются символические образы тучки и утёса. В стихотворении всего две строфы, однако его смысл столь глубок, что оно кажется неисчерпаемым, как неисчерпаема сама жизнь. Лирическая ситуация представляет собой встречу двух разных сущностей, выраженных символическими образами природных явлений — тучки и утёса. Между тем эти образы получили черты облика и поведения людей, то есть основным художественным приёмом в стихотворении выступает олицетворение. Благодаря философско-символическому содержанию и метафорической образной системе ситуация случайной короткой встречи в стихотворении приобретает значение судьбоносного жизненного события. Это событие не стало, казалось бы, столь существенным в судьбе юного существа: тучка нашла временное пристанище «на груди утёса-великана» и утром умчалась, увлекаемая прелестью новой жизни, радуясь и сливаясь с небесной лазурью. Не следует осуждать непостоянство тучки, ведь такова её природа и образ существования, а благодарность утёсу пусть недолговечна, но зато весела, как и вся её жизнь. Эти соображения очень важны, потому что помогают понять изменение, происшедшее с утёсом. Первые две строки заключают мгновения счастья и единения. Лермонтов на протяжении всего стихотворения применяет приём ассонанса. Радость встречи звучит в повторении гласного звука «а», словно восторженные восклицания. В третьей строке, говорящей о расставании, появляется строенный звук «у», передавая растерянность и жалобу лирического героя. Во второй строфе лирическому чувству вторит звук «о», выражающий состояние аффекта, сильнейшего потрясения. Получается, что лирическое настроение в стихотворении можно угадать, даже не понимая точно, о чём в нём говорится, настолько выразительны его интонации и мелодия. В этом стихотворении, очень грустном и тонком по силе выражения чувства, мы хорошо понимаем душевное страдание лирического героя, ощущаем созвучность стихотворения судьбе автора. Чувствуются в стихотворении и прощальные нотки, да оно и создаётся на пути из России в последнюю ссылку. Между тем в финале есть мысль, заслуживающая отдельного внимания, — последняя фраза («И тихонько плачет он в пустыне») означает не только отчаяние. Краткое, как сон, пребывание тучки пробудило утёс от мрачной неподвижности и безнадёжного молчания. Его тихий плач — безутешное сожаление и тоска по жизни. Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2471
| |